г. Орел, ул. Ковальская, д. 5
8 (4862) 22-33-44
8 (4862) 77-88-99
Вход Регистрация
Формирование городского бюджета — одна из сложнейших задач для муниципальной власти сегодня. Об аспектах этой проблемы мы беседуем с руководителем фракции КПРФ в Орловском городском Совете народных депутатов Сергеем Николаевичем Шваловым.
— Все понимают, что ситуация сложная и вряд ли будет разрешена в ближайшее время. Но все-таки, каково положение дел сегодня? Давайте начнем с проблемы заблокированных счетов образовательных учреждений города. Есть подвижки?
— Не хочется кого-либо пугать, но по состоянию на 1 января 2024 года кредиторская задолженность органов власти и муниципальных учреждений составила два миллиарда рублей. Это задолженность за выполненные работы, предоставленные услуги, поставленные товары… За питание школьников, охрану учреждений образования, жилищно-коммунальные услуги в отношении бюджетных учреждений, муниципальных жилых и нежилых помещений, выполненные работы в сферах благоустройства территорий, обустройства контейнерных площадок, исполнения наказов избирателей, и по многим другим направлениям.
Такая ситуация сложилась изза того, что на протяжении многих последних лет расходы превышали доходы бюджета, потребности росли быстрее, чем доходные источники бюджета. Соответственно, задолженность накапливалась.
Образование этой массы кредиторской задолженности происходило по понятным и объективным причинам, но от этого не легче. Чье-то семейное дело, чей-то бизнес могли бы развиваться, если бы всё было своевременно оплачено. В связи с задержками оплаты предприниматели несут убытки, обращаются в суды, и уже по их решению город осуществляет оплату, но с дополнительными судебными издержкам.
Наибольшая доля кредиторки накоплена бюджетными учреждениями. Их расчетные счета оказываются перманентно заблокированными — и это еще одна значимая и болезненная сторона этого же вопроса. Блокировка осуществляется судебными приставами в соответствии с решениями судов на определенную сумму задолженности.
Учреждения с заблокированными счетами лишены возможности планомерно осуществлять свою хозяйственную деятельность, поскольку при появлении на счету какой-либо суммы, за исключением защищенных статей, коими являются заработная плата, налоговые и неналоговые отчисления во внебюджетные фонды, средства автоматически уходят на погашение просуженных обязательств.
Таким образом, для обеспечения текущей деятельности учреждений необходимо изыскивать средства с учетом «долговых потерь», если так можно выразиться. Но все это, конечно, лишь следствие. Корень проблемы, как я уже отметил, — в несбалансированности доходов и расходов городского бюджета.
Давайте обратимся к цифрам. Вот, скажем, бюджет 2023 года. Доходная часть составила 14, 9 млрд руб., расходная — 15,5 млрд руб., дефицит — 600 млн руб. 2022-й год: 13,2 млрд руб. — доходы, 14,3 млрд руб. — расходы, дефицит — 1,1 млрд руб. За 2021 год баланс такой: 10,5 млрд руб. — доходы, 11,3 млрд руб. — расходы, дефицит — 800 млн. руб.
То есть, из года в год — бюджет дефицитный. Каждый год проедаем больше, чем «зарабатываем». Часть дефицита при этом покрывается заемными, кредитными средствами, часть обретает форму накапливаемой кредиторской задолженности.
Благодаря поддержке Губернатора и Правительства региона городу удалось заместить все коммерческие кредиты бюджетными, обслуживание которых значительно дешевле, это другие проценты, другая форма финансовой зависимости. Но кардинальным образом ситуацию это не меняет, сам объем задолженности остается.
Почему же не удается переломить ситуацию? Потому что невозможно сократить расходы по социальным обязательствам органов местного самоуправления, невозможно отказаться от целого перечня работ по содержанию городских территорий, городского хозяйства. Да, ежегодно выделяется существенная помощь из областного бюджета, в том числе на погашение накопленной кредиторской задолженности, но сама несбалансированность бюджета остается, и очень быстро ситуация возвращается и даже усугубляется. Как я уже сказал, на начало текущего года кредиторская задолженность составляла порядка 2,0 миллиардов рублей, к концу года ожидается, что она составит порядка 2,8 млрд руб.
— А где больнее всего? В каких отраслях муниципального хозяйства эта несбалансированность проявляется острее?
— Однозначно здесь не ответишь, она сказывается на всех сферах. Приведу еще несколько цифр, опять же, на примере 2023 финансового года. Из 14,9 млрд руб. лишь 3,3 млрд — это собственные доходы бюджета. Которые, в свою очередь, складываются из налоговых (2,6 млрд) и так называемых неналоговых доходов — платы за аренду земельных участков и иного муниципального имущества, других поступлений (около 700 млн руб.).
Львиная же доля доходов бюджета — 11,6 млрд — это средства вышестоящих бюджетов. При этом безвозмездные дотации составили лишь 600 млн руб., а 11 млрд — это федеральные и региональные целевые средства на реализацию государственных программ, нацпроектов, некоторых переданных полномочий, которые могут быть потрачены лишь на соответствующие программные цели.
Таким образом, исполнение своих обязательств, своих полномочий город может осуществлять лишь в пределах объемов собственных доходов бюджета. При этом ежегодно объем таких обязательств муниципалитета возрастает. Сказывается огромное количество факторов: и нарастающий физический износ объектов недвижимости и коммунальных сетей, и рост тарифов на энергоресурсы, и рост стоимости материалов и выполнения работ, и нарастающие обязательства по приобретению и предоставлению жилья сиротам и переселенцам из аварийного жилого фонда, и необходимость индексации заработных плат работников бюджетной сферы, и так далее…
— Но где тут логика? Затраты города растут, помощь из вышестоящих бюджетов не увеличивается, и в то же время городу не отдают собираемые им самим налоги. Крутись как хочешь?
— Вынужден буду повторяться, но вектор на сокращение социальных обязательств, на выжимание соков из муниципалитетов и регионов задан федеральным центром. Взят этот либеральный курс был давно, еще до начала СВО. Нам говорят: если ваш городской бюджет не сбалансирован, то отказывайтесь от дополнительных социальных обязательств, от расходов, не являющихся для муниципального образования обязательными, исходя из 131-го федерального закона.
Кроме того, для депутатов, представляющих в городском Совете КПРФ, крайне странным кажется и позиция отдельных государственных органов, скажем, надзорных. Например, органы прокуратуры предостерегают городскую власть о недопустимости банкротства орловского МУП «ТТП». Они прекрасно владеют ситуацией и видят, что местные органы власти не обладают достаточными объемами финансовых ресурсов для поддержки этого социально значимого предприятия.
Вместе с тем, федеральным органам власти не предлагается предусмотреть государственные меры для поддержки этого заведомо убыточного предприятия, как и сотен подобных предприятий в стране. Вопрос этот ставится перед местной муниципальной властью. Формально — предприятие муниципальное, организация пассажирского транспортного обслуживания задача муниципальная — значит с города и спрос. А что денег взять неоткуда на спасение — это мало кого волнует.
— Это, наверное, и есть то разделение полномочий, о котором твердят нам с начала реформ. Но, судя по всему, корень проблемы в перераспределении налоговых поступлений. Вы както сказали в одном из интервью нашей газете, что собираемость налогов в Орле растет год от года. Но достаются городу крохи. Или нет?
— Собираемость растет. Но и бюджетные затраты растут, причем растут они быстрее собираемости. Вместе с тем, действительно наблюдается определенная диспропорция. Так, лишь около 10 процентов всех налогов, собираемых в Орле, в нем и остается. Основной источник дохода бюджета — налог на доходы физических лиц, то есть граждан. Но, примечательно, что город Орел дает чуть более 60 процентов собранного в Орловской области НДФЛ. Иными словами, 42 процента жителей региона, проживающих в областном центре, генерируют 61 процент НДФЛ, поступающего в областной бюджет.
— Каковы же перспективы? Чего ждать горожанам? Как идет формирование бюджета на следующий год?
— Думаю, нас ждут непростые времена, но нужно в любом случае выстоять. С федерального уровня поступают посылы о необходимости отказа от ряда ранее принятых социальных обязательств, об оптимизации сферы дошкольного образования и другие крайне спорные предложения…
Фракция депутатов-коммунистов в городском Совете считает, что для богатейшей страны мира это абсолютно неоправданные, даже кощунственные шаги, тем более, что Коммунистическая партия неоднократно аргументированно выступала за пересмотр межбюджетных отношений, за увеличение поддержки регионов и муниципалитетов, предлагая при этом конкретные источники пополнения федерального бюджета. Но вернемся на местный уровень…
Даже если предположить, что местная власть откажется (с чем мы никогда не согласимся) от поддержки социально уязвимых категорий граждан, от поддержки МУПов, от исполнения наказов избирателей, это совершенно не те средства, которые способны нивелировать дефицит бюджета. Даже не половина от недостающего…
Поэтому мы поддержали инициативу администрации города Орла о необходимости перераспределения между городским и областным бюджетами нормативов зачисления налога на доходы физических лиц с 5 до 15 процентов — это дополнительные 900 млн руб. в год.
Кроме того, город просит оставить ему весь 100-процентный объем средств (вместо 12,9%), собираемый с субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения — еще около 1,8 млрд руб. Такие изменения позволили бы областной столице пополнить свой бюджет примерно на 2,7 млрд руб. в год, рассчитаться по имеющимся задолженностям, сбалансировать бюджет, не претендуя на дотации.
Кроме того, и Правительство Орловской области, и Орловский городской Совет в рамках своих контрольных полномочий ориентируют администрацию города Орла на повышение эффективности работы муниципальных предприятий, использования муниципального имущества, наведение порядка с муниципальным жилищным фондом…
Вместе с тем, мы прекрасно понимаем в какое сложное время живем, с какими вызовами сталкивается страна, имея в виду беспрецедентное санкционное давление, СВО, необходимость наращивания финансирования военно-промышленного комплекса и научно-исследовательской деятельности, необходимость оказания финансовой помощи новым регионам. Все это, в свою очередь, приводит к урезанию финансирования госпрограмм, урезанию финансовой поддержки дотационных регионов.
Вот, в частности, город подготовил пакеты проектно-сметной документации на капитальный ремонт трех школ, который должен был начаться в 2025 году. Сейчас стало известно, что федеральный центр готов профинансировать капремонт лишь одной школы… И это не единичный пример.
Таким образом, и область сегодня испытывает сложности с формированием регионального бюджета. Поэтому на поддержку Правительства региона продолжаем рассчитывать, но, увы, в ближайшей перспективе легко не будет.
При работе над бюджетом следующего года продолжим отстаивать сохранение социальных обязательств, поддержку социально значимых муниципальных предприятий и учреждений, сохранение программы по выполнению наказов избирателей.
Будем предлагать и вместе с администрацией города искать возможности увеличения финансирования таких направлений как ремонт тротуаров и пешеходных дорожек, уличное освещение, особенно на подходах к бюджетным учреждениям образования, ежегодное увеличение количества обустраиваемых площадок накопления отходов, выпиловка аварийных деревьев и увеличение количества высаживаемых заново зеленых насаждений, работа с безнадзорными животными и решение целого ряда других задач, в наибольшей степени беспокоящих горожан.
Беседовал Андрей ГРЯДУНОВ.
Орловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
302030, г.Орел, ул Московская, 78 (остановка магазин "Экран")
© КПРФ областное отделение. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта kprforel.ru , ссылка на источник обязательна.
Телефоны:
8 (4862) 55-00-45
8 (4862) 71-73-62