г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Предложения к стратегии КПРФ в федеральной и региональных избирательных кампаниях 2016 гг. (Концепция избирательных кампаний)

Россия, труд, народовластие, социализм!

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т

О т д е л п о и н ф о р м а ц и о н н о-а н а л и т и ч е с к о й р а б о т е

и п р о в е д е н и ю в ы б о р н ы х к а м п а н и й

Проект на 28.01.2016

Вариант для обсуждения

Предложения к стратегии КПРФ в федеральной и региональных избирательных кампаниях 2016 гг.

(Концепция избирательных кампаний)

  • Хватит кормить олигархов и ростовщиков!
  • Долой либеральное правительство «Единой России»
  • Преодоление экономического кризиса – в смене курса

Москва 2016
Содержание

Введение. 2

Факторы, влияющие на ход избирательной кампании 2016 года. 5

Повестка дня выборов 2016 года и возможные сценарии кампании. 8

Цели и задачи федеральной и региональных избирательных кампаний 2016 года. 11

Проблемы политического позиционирования КПРФ.. 12

Сильные и слабые стороны в позиционировании КПРФ.. 13

Преодолеть размытость политического позиционирования КПРФ.. 13

КПРФ и «проблема Путина». 14

Основной соперник - «Единая Россия». 17

«Справедливая Россия». 19

ЛДПР. 21

«Коммунисты России» и КПСС.. 21

«Патриоты России». 22

«Яблоко». 22

«Родина». 22

«ПАРНАС». 22

Потенциальный электорат КПРФ и адресные группы.. 23

Территориальные приоритеты.. 23

Адресные группы в идеологическо-ценностном разрезе. 23

Адресные группы в социально-демографическом разрезе. 23

Послание к избирателям и основные темы кампании. 26

Уровни ведения избирательной кампании. 32

Принцип технологического и идеологического единства федеральной и региональных кампаний  34

Технологические рекомендации кандидатам и региональным отделениям.. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ:39

Проблемное поле кампании, состояние общественного сознания. 39

Укрепление и расширение образа КПРФ.. 44

Портрет электората КПРФ и образы КПРФ и «ЕР» в массовом сознании. 47

Введение

В единый день голосования 18 сентября пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации: 225 депутатов будут избраны по партийным спискам, а ещё 225 — по одномандатным округам. В федеральных выборах имеют право принять участие без дополнительного сбора подписей избирателей 4 парламентские партии и еще 10 партий, представленные в региональных Заксобраниях субъектов РФ.

Помимо федеральных выборов 18 сентября 2016 года предстоят выборы депутатов Законодательных собраний 38 регионов, очередные всенародные выборы глав (губернаторов) 4 регионов и назначение региональным парламентом главы Республики Карачаево-Черкесия, а также выборы депутатов представительных органов власти в 11 административных центрах субъектов РФ.

Также досрочные выборы главы республики предстоят в Коми, где бывший глава В. Гайзер арестован по обвинению в организации преступного сообщества.

Наибольшее число крупных выборов пройдет в Тверской области, где одновременно будут проходить выборы депутатов Государственной думы, губернатора области и депутатов регионального Законодательного собрания.

Федеральный избирательный цикл 2016-2018 годов будет в значительной степени отличаться от думских и президентских выборов 2011-2012 гг.

Впервые разведены сроки думских и президентских выборов. И судьба президента уже не так жестко связана с итогами парламентских выборов.

Кроме того, на старте федеральной избирательной кампании позиции партии думского большинства – «Единой России» весьма значительно доминируют над позициями других парламентских партий.

Для инерционного сценария грядущих думских выборов индикатором являются результаты региональных выборов в сентябре 2015 года.

В голосовании участвовало около 40% жителей России. А средний процент, полученный партиями, выглядит следующим образом: «Единая Россия» - 59,1%, КПРФ – 12,8%, ЛДПР – 9,1%, СР – 9,9%.

При сравнении обобщенных результатов партий на региональных выборах проявляется следующая тенденция (см. таблицу 1).

Если в годы, предшествовавшие думским выборам 2011 был мощный тренд падения поддержки «Единой России» и он нарастал от выборов к выборам. То после провала «Единой России» на выборах 2011 года последовал период реакции: усиление «ЕР» и ослабление других партий. Однако, в 2015 г. мы видим отчетливый рост результатов КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» и заметное ухудшение результатов правящей партии. Можно говорить, что в 2015 году ниспадающий тренд в результатах КПРФ был преодолен. И главный вопрос кто станет главным получателем голосов, разочаровавшегося электората «Единой России».

Таблица 1

Результаты парламентских партий в двух электоральных циклах (период пятой и шестой легислатуры Государственной Думы)

Период проведения выборов/ Партии КПРФ ЕР ЛДПР СР
Госдума – 2007 г. 11,57  64,30  8,14  7,74 

Рег. выборы – в 2009 году

15,38 65,13 6,32 7,75
Рег. выборы – в 2010 году 18,53 52,42 11,64 12,50
Рег. выборы –13.03.2011 19,19 49,18 11,28 14,06
Госдума – 2011 г. 19,19 49,31 11,68 13,25
Рег. выборы – в 2012 году 11,69 68,55 5,70 4,56

Рег. выборы – в 2013 году

 

10,93 65,0 5,70 5,30
Рег. выборы – в 2014 году 10,76 64,57 5,90 5,25
Рег. выборы – в 2015 году 12,81 59,14 9,05 9,88

Ключевые эксперты рассматривают два сценария предстоящих выборов в Госдуму.

Первый – инерционный, предполагающий полное сохранение статус-кво с сохранением на чуть более низком уровне доминирования «Единой России» по результатам голосования по партспискам и компенсация некоторого падения поддержки партии власти благодаря тотальной победе представителей ЕР и ОНФ в одномандатных округах.

Второй – оппозиционный, предполагающий ослабление по сравнению с нынешним высоким уровнем позиций «Единой России», усиление позиций КПРФ и других парламентских партий и хаотизацию результата на выборах по одномандатным округам («отвязанные денежные мешки» плюс кандидаты других парламентских партий и «вольные» представители «Народного фронта»).

Понятно, что в рамках каждого сценария имеются свои «вилки возможностей». Но на январь 2015 года аналитики ведущих прорежимных структур пока считают для себя маловероятным при обоих сценариях утрату контроля над Государственной Думой со стороны «Единой России» и кандидатов-одномандатников «ЕР» и «ОНФ».

Предполагается, что от расклада сил в будущей Государственной Думе седьмого созыва будет зависеть и судьба нынешнего Правительства Российской Федерации. Его отставка при инерционном течении кампании до думских выборов представляется маловероятной. При оппозиционном сценарии выборов только социально-экономический и внутриклановый форс-мажор может привести к отставке Правительства до выборов.

Кадровый состав избранных как депутатов-списочников, так и депутатов-одномандатников, скорее всего, продемонстрирует обществу и скамейку потенциальных участников будущей избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации.

Факторы, влияющие на ход избирательной кампании 2016 года

На предвыборную ситуацию избирательного цикла 2016-2018 гг. будет влиять ряд факторов, резко меняющих прежние расклады:

1. Усиление бонапартистского характера нынешнего гибридного, полуавтократического режима, все более превращающего государственные институты в декоративное оформление, инструменты «ручного управления» обществом и государством. Институт выборов в таких режимах выполняет весьма специфические функции, что предопределит усиление этой «специфичности» в ходе новой общефедеральной кампании

2. Жесткое геополитическое противостояние России и Запада на фоне мирового экономического кризиса, которое в ближайшие месяцы и годы будет только нарастать. Внешнеполитическая повестка более двух лет оставалась доминирующей и подавляла внутриполитическую. Правящая группа, являющаяся единственным субъектом политики в «полуавторитарной» Российской Федерации, сумела поставить дело так, что ее выживание напрямую ассоциируются с сохранением государственности. И КПРФ вынуждена действовать в этом русле.

3. Противостояние с «демократическим» Западом резко меняет отношение к выборам правящей группы. Если ранее они пользовались поддержкой Запада, или, по крайней мере, недовольство ими Запада носило ограниченный характер, сейчас, похоже, Запад держит курс на устранение лидеров правящей кремлевской группы (официальные обвинения Путина в причастности к убийству Литвиненко в Великобритании, к допинговому скандалу среди российских легкоатлетов, коррупции и др.). Поэтому их контр-игра на свою «нужность» Западу для решения проблем Украины, Сирии, потока беженцев обязательно нуждается в дополнении в виде «честных, конкурентных и свободных выборов» в Государственную Думу.

Внешне предстоящая избирательная кампания в Государственную Думу должна решить для режима две задачи. С одной стороны, выборы должны показать сплоченность российского общества перед Западом и вокруг «военного вождя», а с другой – соответствовать западным, либеральным стандартам. А на самом деле выполнить традиционную для гибридных, полуавторитарных режимов функцию: региональная власть должна продемонстририровать верность власти центральной, а высший политический менеджмент доказать свою способность контролировать ситуацию как в центре, так и на местах. Но именно в этот период каждый элемент политической системы, каждый участник выборного процесса наиболее уязвимы, поскольку происходит разбалансировка интересов властных групп, «война всех против всех» в рамках всеобщего праздника лояльности «военному вождю».

4. Геополитический фактор и кризис либеральной экономической системы резко меняет роль либеральной оппозиции в политическом раскладе. Из фактора внутренней политики они, фактически, превращаются в «пятую колонну» и инструмент геополитических противников России. По крайней мере, именно в таком качестве они воспринимаются и российской властью и больше частью электората. Демонизация несистемной либеральной оппозиции позволяет успешно сохранять ультра-либералов в Правительстве и накидывать узду на активные оппозиционные действия КПРФ и левопатриотических сил под пропагандисткие штампы «раскачивания лодки» и содействия «пятой колонне».

5. Нарастание негативных социально-экономических процессов, «досрочное» январское, а не февральское, как якобы планировалось геополитическими оппонентами России, пробивание дна в 30$ за бочку нефти уже поставило в повестку дня сокращение на 10% и без того урезанного и плохо сбалансированного бюджета Российской Федерации. Но это не помешало Правительству еще накупить к началу 2016 года дополнительно 6 млрд. $ американских долгов, т.е. почти на полтриллиона рублей. В этих условиях стрессовые сценарии развития социально-экономической ситуации на период до выборов становятся базовыми.

6. Порожденная этими факторами поляризация общественного сознания россиян (патриоты, поддерживающие Путина – западники, поддерживающие Навального-Ходорковского) в краткосрочной и, вероятно, среднесрочной перспективе, выгодна «военному вождю», т.к. пока он может сплотить большую часть общества на идеях противостояния Западу и несистемным, либералам, которые в народе ассоциируются с «лихими 1990-ми». Однако показатели социального самочувствия уже находятся на уровне кризисных 2008-2009 годов, при этом «пробивание дна» до показателей дефолтного 1998 года может и не потребоваться для социальной дестабилизации – сегодня уже не действует большинство советских социальных демпфирующих механизмов, которые сохранялись благодаря усилиям КПРФ в 1990-е годы.

7. При корректировке законодательства и досрочных, 18 сентября выборах, власть рассчитывает конвертировать в свою пользу послеотпускную апатию населения и удовлетворительное социальное самочувствие после летнего отпуска ко дню голосования. Однако, долгие годы безответственной экономической политики правящего режима, коррупция и продажность власти, отсутствие скрепляющей народ идеологии (и невозможность заменить эту идеологию предлагаемыми Кремлем подделками!) в условиях очень сильно экономической зависимости России от внешних агентов и, в первую очередь, от Запада, делают экономическое положение России и социальное самочувствие большинства избирателей более чем шатким. Запугивание коллапсом российской экономики по сценарию 1998 г. уже стало элементом политического шантажа со стороны либерального правительства «Единой России» с целью ужесточения разрушительной либеральной политики.

8. При определенном негативном развитии геополитических и социально-экономических процессов у нынешнего полуавторитарного режима вполне может возобладать логика «пан или пропал». Если правящая партия столкнется на выборах с серьезными трудностями, нельзя исключать принятия Кремлем резких мер для удержания контроля над ситуацией, даже тех, которые невыгодны самой правящей партии и могут радикально испортить его (Кремля) и ее («ЕР») имидж внутри и вне страны в среднесрочной перспективе.

9. В целом, структурный кризис РФ, усугубленный геополитическим конфликтом, движется к развязке. На выходе – очевидное переформатирование политического и экономического пространства страны. И КПРФ должна быть готова к агитационной и иным формам работы и в этих условиях

10. Впервые за 20 лет КПРФ из-за разноса сроков на 2 года предстоит вести отдельную от президентской думскую выборную кампанию. С одной стороны, это несколько понижает «общественную цену и значимость» данных выборов, так как на кону не возможность смены курса, а лишь возможность его корректировки через отставку правительства. Более того, президент – «военный вождь» выведен за скобки. С другой стороны, КПРФ вступает в парламентскую кампанию с высоким общенациональным авторитетом лидера партии Г.А.Зюганова, который выше авторитета лидеров других парламентских партий.

11. Одновременное проведение большого количества кампаний разного уровня в связи с совмещением региональных и муниципальных кампаний с выборами в Государственную Думу ФС РФ создает привилегированные условия для «ЕР» (во главе списков и на региональных выборах будут не утратившие популярность губернаторы) и затрудняет мобилизацию для КПРФ и других парламентских партий, не имеющих возможностей к моментальной мобилизации ресурсов для компаний разного уровня.

12. Расширение количества потенциальных участников выборов в Государственную Думу ФС РФ, вероятность появления в предвыборных списках не только «Коммунистов России», но и КПСС, технологические манипуляции с бюллетенями увеличивают риск ошибок и обмана избирателей при их волеизъявлении и потребуют от КПРФ отвлечения более значительных чем ранее ресурсов на противодействие партиям-спойлерам.

13. Избрание 225 депутатов по одномандатным округам ставят перед партиями и КПРФ, в том числе, проблему сопряжения федеральной и одномандатной выборных кампаний, а также заблаговременной «раскрутки» кандидатов-одномандатников и мобилизации под них дополнительных ресурсов, что однозначно приведет к значительному ресурсному удорожанию всей избирательной кампании.

14. Социологические исследования пока не выявляют повышенного интереса граждан к предстоящей федеральной кампании. Но и декларируемый уровень лишь чуть ниже, чем фиксировался в ходе предыдущих «зимних» кампаний. Можно полагать, что в отличие от прошлых «летне-осенних» выборов в Единый день голосования мобилизация сторонников КПРФ будет не так сильно осложнена, хотя и потребует больших, чем ранее, усилий.

15. На позиции КПРФ будет сказываться неблагоприятная ситуация для ближайших международных союзников КПРФ по коммунистическому движению. Компартия Украины, входившая в правительства при президенте Януковиче, находится под запретом. А до этого на выборах не преодолела трехпроцентный барьер на выборах. Некогда правящая Компартия Молдавии после недавнего второго болезненного раскола ее парламентской фракции сегодня представляет маловлиятельную силу и по данным опросов может не преодолеть 6-процентный барьер при досрочных парламентских выборах. Лидерский потенциал руководителей этих партий-союзников КПРФ по СКП-КПСС Воронина и Симоненко опустился до уровня статистической погрешности. И они не смогут в предстоящей выборной кампании в России играть роль международных маяков. Роль таких «маяков» могли бы сыграть некоторые европейские левые, многие из которых (Ципрас, Лоран, звезда рунета Сара Вагенкнехт) достаточно известны в России, пропагандируют близкую нам идеологию и критикуют сегодняшний ЕС. Привлечение некоторых из них было бы продуктивно, но может вызывать настороженную реакцию некоторых наших традиционных союзников по комдвижению.

Повестка дня выборов 2016 года и возможные сценарии кампании

Понятно, что КПРФ, не располагая федеральными электронными медийными ресурсами, не может в полной мере навязать свою повестку дня. Но продвигать ее, опираясь на общественные настроения, партии вполне под силу.

Внешнеполитическая составляющая повестки дня.

Основная тональность внешнеполитической повестки неизменна: Россия во главе с «национальным лидером» и «военным вождем» обороняется от внешних врагов. Сначала это был вообще недружественный Запад и агрессивная организация НАТО. Теперь враги персонифицировались. К бандеровцам на Украине добавилась Турция (оживают все исторические конфликты последних трех-четырех сотен лет) и кровавая ИГИЛ, с которой мы боремся в Сирии.

Понятно, что Сирия – это не Украина. Но общественное мнение податливо. И проблемы Сирии успешно заместили проблемы Украины в массовом сознании. Но Сирия далеко. А украинская тема сейчас вообще не предвыборная. Идет торг с Западом по поводу федерализации и условий «запихивания» Донбасса назад под бандеровскую власть в Киеве. На горизонте появился пряник возможного снятия санкций за «почетную капитуляцию» России в ДНР и ЛНР.

Тема присоединения Донбасса к России не звучит уже давно: еще в прошлом году в новостях федеральных телеканалов ДНР и ЛНР стали снова называть «Донецкой и Луганской областями Украины», а более тонкая тема украинской федерализации едва ли будет так же интересна отечественному телезрителю и избирателю, как «зверства киевской хунты». Из политических партий только КПРФ отрабатывает вопросы признания ДНР и ЛНР, а также оказывает гуманитарную помощь донбасским республикам. «Единая Россия» вряд ли будет заинтересована педалировать эту тему, тем более, что переговоры по «запихиванию» ДНР и ЛНР назад на Украину возглавляет член Высшего руководства партии Б.В.Грызлов.

Конечно, самой главной позитивной внешнеполитической эмоцией для десятков миллионов россиян стало удовлетворение от присоединения к России Крыма и Севастополя. Однако государственные медиа подавали эту историю в первую очередь как личную заслугу президента Владимира Путина, а не «Единой России». К тому же с тех пор прошло почти два года, а к выборам пройдут два с половиной — а эмоция теряет свою силу.

Кроме того, внешнеполитическая повестка, в целом, персонально связана с президентом В.В.Путиным. И конвертировать ее даже на «Единую Россию» сложно. Если, конечно, не произойдет эскалации военных действий на Украине и сирийская война через теракты ИГИЛ не затронет чувство безопасности основной массы населения России.

Поэтому можно предположить, что внешнеполитическая повестка будет носить фоновый характер. Причем более активно использоваться Кремлем для продвижения инерционного сценария выборов. В случае оппозиционного сценария объективно внешнеполитическая составляющая уйдет далеко в тень.

При этом ключевой проекций на предвыборные дискуссии внешнеполитической повестки будет тема безопасности: как национальной, так и личной.

КПРФ на Пленуме ЦК уже анонсировала разработку собственной внешнеполитической позиции и собственного прочтения национально-государственных интересов. Поэтому оппонирование власти может быть успешным и на ее внешнеполитическом поле. Прежде всего, с позиций понимания КПРФ разрешения конфликта вокруг Новороссии (здесь партия может опираться на мнение 15-18 процентов радикально настроенных на присоединение «Новороссии» граждан), партийного видения задач России в Сирии, особого взгляда КПРФ на многие острые внешнеполитические проблемы – от оценок Катынской трагедии до российско-американских соглашений в ядерной области и пр.

Ключевой посыл – сильная КПРФ – это гарантия национальной и личной безопасности, последовательная защитница национально-государственных интересов России и реализации в новой форме проекта СССР-2.

Внутриполитическая составляющая повестки дня.

Представляется, что по мере приближения думских выборов постепенно на смену внешней повестке во главу угла все больше будет возвращаться внутренняя. Крымская эйфория уходит, зато приходит страх будущего, обеднения, интерес к социальной проблематике.

При этом внутриполитический акцент будет различным в зависимости от того, какой сценарий выборов возобладает.

Если инерционный, а он наиболее выгоден «Единой России», то тема кризиса и социально-экономических и прочих конфликтов будет всячески нивелироваться. Внутренняя повестка в предвыборный период куда менее удобна для власти, чем внешняя. Поэтому, пока в стране кризис и политика существуют отдельно друг от друга, инерционный сценарий весьма вероятен. Если Кремль сумеет сохранить эту ситуацию, то есть шанс, что ЕР «просядет» не очень сильно.

При таком развитии событий «Единая Россия» и ОНФ в ходе кампании будут «ловить» текущую повестку

Обратная связь