г. Орел, ул. Ковальская, д. 5
8 (4862) 22-33-44
8 (4862) 77-88-99
Вход РегистрацияПоскольку переехать в новый дом – мечта для большинства орловцев несбыточная, задача стоит отремонтировать старые. Чуть больше года назад мы опубликовали интервью «Шестой пункт прорывных рекомендаций («ОИ» № 9 от 11 марта 2019 г.) с членом фракции КПРФ в Орловском областном Совете Русланом Фрайдой. Разговором с депутатом, входящим в комитет по строительству и ЖКХ, касался огромного количества проблем, с которым сталкивается Фонд капитального ремонта, ответственный за то, чтобы деньги, собранные с жителей, были потрачены не зря.
Стали ли орловские дома ремонтироваться лучше? Об этом и смежных темах - наш новый разговор с Р. Фрайдой.
- Как депутату вам приходится заниматься жалобами на капитальный ремонт?
- Я не состою в таких организациях, как, например, «Губернаторский контроль». Там почему-то очень много общественников, представляющих исключительно «Единую Россию». Насколько мне известно, никого от КПРФ в таких организациях нет. Я вошел в попечительский совет Фонда капитального ремонта и теперь буду досконально знать, что в этой сфере происходит, вся информация, вся проблематика будет у меня из первых рук.
В 2017 году новый руководитель Фонда капитального ремонта пришел на пепелище. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что представляет собой «капитально отремонтированная» улица Ленина в Орле.
С 2017-го темпы капремонта выросли в несколько раз, поскольку 99 процентов подрядчиков теперь – местные. Они здесь живут, работают и ни от кого не бегают.
Другая ситуация была с организациями из других регионов. Оттуда в Орел приезжал, как правило, только директор, находил прораба, который сколачивал бригаду, после чего наведывался в Орел, например, из Петербурга лишь от случая к случаю. Постоянного контроля за работой не было, а про гарантийный ремонт, действительный в течение 5 лет, можно было сразу забыть.
- Как такой директор (из Петербурга) попадал в Орел?
- Известно как, мы это проходили. Появляется в регионе питерский руководитель и тянет за собой своих. Практически все проблемные строительные организации, пришедшие на орловские «юбилейные деньги», были из Питера. После них осталась разруха и куча людей, которым не заплатили – именно приезжие ввели практику «кидать работяг»: люди делают какой-то объем работ, им не платят, они уходят, на их место приходят другие и история повторяется.
- Что изменилось в капремонте, помимо ускорения темпов?
- Самое большое изменение – отмена казначейского сопровождения – сложной процедуры, которая тормозила получение аванса и затягивала оплату уже сделанных работ. ИП, ремонтировавшие за сезон один-два небольших дома, после введения казначейского сопровождения были вынуждены свернуться – у маленьких организаций нет финансового жирка, позволяющегося как-то перебиться на время бюрократических проволочек. Казначейское сопровождение нужно было вводить в 2016–2017 годах, когда деятельность многих приезжих строительных фирм заканчивалась сразу с получением аванса – получили деньги и исчезли. Но тогда о дополнительном финансовом контроле даже речи не заводили. Честным же, квалифицированным местным подрядчикам дополнительная бюрократическая процедура только мешала работать. Я поднимал этот вопрос на всех заседаниях, где рассматривалась работа Фонда капитального ремонта; руководство самого фонда не раз говорило о пагубности методики, по которой, обжегшись на молоке, стали дуть на воду – в реестре ФКР значилось 100 организаций, а фактически остались работать только 14.
- Казначейское сопровождение, просуществовав год, исчезло. Какие появились плюсы?
- Насколько мне известно, в этом году добавилось количество организаций, готовых работать. Кроме того, совместно с областным департаментом была разработана подпрограмма ремонта крыш: фонд, выставляя дом на капремонт, учитывает, прежде всего, возраст строения, но у нас немало домов, которые слишком «молоды», чтобы войти в программу, однако их кровля уже превратилась в труху. Очереди на капремонт жильцам таких домов ждать еще лет десять-пятнадцать. Программа дала результаты – очень много крыш отремонтировано.
- В прошлогоднем интервью мы говорили, что при современной философии, когда воровство стало системой и спускается по цепочке сверху вниз, качественно работать стало невозможно – исполнителю достаются крохи, и он вынужден экономить на материалах. Что изменилось в этом смысле?
- Дело не только в коррупции. Коэффициенты, по которым работают сегодня орловские подрядные организации, самые низкие в ЦФО, но повысить их, я как депутат это прекрасно понимаю, сейчас нереально. Это можно сделать, лишь сократив объем работ (но и это не выход, поскольку многие дома пришли в негодность, их нужно ремонтировать) или увеличив тариф для населения, что при нынешних экономических условиях – смерти подобно. Сегодня подрядные организации худо-бедно приспособились работать по низким расценкам - ремонтируют кровлю, фасад, инженерные коммуникации (отопление, водоснабжение, канализацию, электрику), если остаются деньги – то и подвальные помещения. Это комплексный ремонт.
- Не лучше эти такие дома сносить?
- Программа реновации не для нашего региона – доходы областного бюджета в десятки, если не в сотни раз меньше московских, даже если пересчитать их на душу населения. Можно делать по-другому. Я был в прошлом году в Польше, там осталось очень много домов сталинской и хрущевской постройки, но все они утеплены, покрыты декоративной штукатуркой и очень презентабельно выглядят. А орловские двухэтажные дома, которые фонд сегодня вынужден ремонтировать, - да, целесообразнее было бы снести, но это опять-таки упирается в финансирование.
- Заставить компании строить со сносом и расселением. В районе Наугорского шоссе до сих пор стоят двухэтажные шлакоблочные дома. Сносите.
- Областной закон, по которому «ответственный застройщик», получив от администрации участок, сносит старое жилье, а в новом построенном доме 10 процентов квартир отдает муниципалитету, - принят, но заставить этот закон работать очень трудно. Во-первых, новые квартиры люди получат у черта на куличках, поскольку оставить их в старом, обжитом районе, закон не обещает. Но даже эти квартиры, причем такой же площади, как и старые, получат только те, у кого жилье муниципальное. Тот же, кто свою квартиру в шлакоблочной двухэтажке приватизировал (а таких много), имеет право на выкуп ее по рыночной стоимости. На такие деньги, если к ним нечего прибавить, можно купить квартиру только в такой же двухэтажке.
- Питерские строители исчезли, потому что за гроши работать неинтересно, а юбилейные деньги освоены?
- Когда в Орле трудились «питерские», расценки были совсем иными. В 2016 году коэффициент по кирпичным домам был 14, а сейчас 6,58… Орловские подрядчики работают. Куда деваться?
- Приспосабливаться к плохому – наша национальная черта. Что еще осталось неизменным с прошлого года?
- Проблема с вывозом строительного мусора. Орловский полигон его не принимает, поэтому возить приходится во Мценск. А во Мценске строительный мусор принимают по 1550 рублей за тонну. В смете же тариф в десятки раз меньше. Кто компенсирует разницу? Помимо того, что подрядчик должен заплатить за прием мусора полигоном, он еще должен заплатить за доставку этого мусора во Мценск.
- Что можно сделать?
- Уменьшить аппетиты мусорной свалки. А сейчас из-за проблем с «Зеленой рощей», которые наворотил ее бывший руководитель Ворожбит, мценский полигон свою деятельность вообще приостанавливает.
- То есть строительный мусор - в ближайший овраг?
- А куда еще? Практика во всем мире показывает, что когда не урегулирован вопрос с вывозом мусора, он регулируется одним способом – несанкционированными свалками. Говорю об этом на каждом заседании комитета, но пока ничего не изменилось.
Еще очень важная проблема, которая тоже остается без решения: ответственность за дома, которые после «капитального ремонта» развалились, но гарантийный срок их ремонта не вышел, а подрядчик испарился (юридически ликвидировался), несет бюджет Орловской области. То есть в нашем бюджете должна выделяться отдельная строчка, по которой средства на гарантийный ремонт перечисляются в фонд для найма сторонней организации, поскольку брать деньги из общей «кубышки» фонд в таких случаях не имеет права. В силу скудости областного бюджета деньги на эту строчку никогда не выделялись. Жители, пострадавшие от жуликов-бракоделов, жалуются в прокуратуру, но фонд все равно ничего сделать не может.
- Привлекли кого-нибудь к ответственности, поймали какого-нибудь беглого подрядчика?
- Как правило, это были ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Они давно исчезли, даже следов не осталось.
Проблем стало не намного меньше. Фонд капитального ремонта по-прежнему недофинансируется. Собственный транспорт у него так и не появился – проверять и принимать объекты специалисты фонда ездят на транспорте подрядных организаций. Зарплата в фонде маленькая, как следствие – он недоукомплектован. Там не хватает даже простейших средств измерения – рулеток, а у специалиста, которому нужно вылезти на крышу, покрытую профлистом, нет даже страховочного пояса.
- В прошлый раз мы говорили, что одна из проблем – оторванность проектировщиков от объектов, в результате чего строительные бригады, чтобы уложиться в «абстрактную» смету, вынуждены экономить в ущерб качеству.
- Сейчас конкурс по некоторым домам включает сразу проектирование и производство работ. Выигрывает тот, у кого есть лицензированный проектный отдел. Это правильный путь, потому что организация, собирающаяся отремонтировать, скажем, крышу, заинтересована, чтобы проект и смета были максимально приближены к реальности – все, что необходимо сделать, должно быть учтено. Я считаю, что крупные объекты, где много видов работ, целесообразно выставлять на торги только таким образом.
Вопросы задавал Сергей Заруднев.
Орловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
302030, г.Орел, ул Московская, 78 (остановка магазин "Экран")
© КПРФ областное отделение. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта kprforel.ru , ссылка на источник обязательна.
Телефоны:
8 (4862) 55-00-45
8 (4862) 71-73-62