г. Орел, ул. Ковальская, д. 5
8 (4862) 22-33-44
8 (4862) 77-88-99
Вход РегистрацияЭлектронная газета «Вечерний Орел» недавно напомнила своим читателям, что 15 марта исполнилось 106 лет со дня рождения архитектора Игоря Анатольевича Иванова — одного из тех людей, кому Орел обязан своим возрождением после немецкой оккупации.
Более 40 зданий и архитектурных сооружений, некоторые из которых остаются украшением города по сей день, были построены по проектам И. А. Иванова. Самые известные из них — это Дом книги, здание учётно-кредитного техникума (Банковской школы) и примыкающий к нему ДК профсоюзов, Водная станция и спортивный зал на реке Орлик, кинотеатр Победа, ротонды в городском парке культуры и отдыха, жилые дома на ул. Ленина.
В Орел И. А. Иванов прибыл из Воронежа, где успел хорошо зарекомендовать себя как городской архитектор. Ему было тогда 32 года. Есть свидетельства, что он буквально рвался в Орел, где ему обещали очень много работы. Город Первого салюта лежал в руинах, и стояла задача не просто поднять стены, а возродить старинный русский город в лучших традициях отечественной архитектуры. Было где развернуться творческому человеку и патриоту! И именно этого-то от Иванова, по-видимому, и ждали.
С 1947 по 1955 год Игорь Анатольевич работал главным архитектором горпроекта и облпроекта, то есть возглавлял непосредственную проектную работу в Орле. Он работал в команде Бориса Антипова — первого послевоенного главного архитектора Орла, которому сталинское правительство поручило восстановить наш город, включенный в особый список 15 русских городов, наиболее пострадавших за время оккупации.
Три года назад в издательстве «Орлик» вышла книга «Игорь Иванов: зодчий и поэт». В ее основу легли воспоминая дочери архитектора Нины Верховец и тех людей, которые работали с Игорем Анатольевичем. В книге раскрыты не только факты биографии архитектора, но и некоторые тайны его происхождения. И вот ведь метаморфозы советской истории: оказывается, яркий советский зодчий был, что называется, «из бывших». Его предок — венецианский купец, прадед имел небольшую усадьбу в Саратовской губернии, а отец носил офицерские погоны, владел конным заводом. Он был арестован вскоре после революции и только усилиями и хлопотами жены избежал репрессий. После этого она уничтожила старые семейные документы, семья отказалась от родовой фамилии с итальянским корнем и стала семьей Ивановых. Пришлось уехать и из Москвы, где родился Игорь.
Но совсем затеряться не удалось. В начале 30-х годов получить высшее образование Игорь Иванов не смог, несмотря на самую простонародную фамилию — именно потому, что был выходцем из семьи «социально чуждого» происхождения. Преимущества при поступлении в вузы тогда были исключительно у рабоче-крестьянской молодежи, прошедшей обучение на рабфаке. Революция платила по счетам. Свой природный талант архитектора в те годы Игорь Анатольевич мог подкрепить профессиональными знаниями только в средне-специальном учебном заведении, либо вообще «зарыть свой талант в землю». Курский архитектурно-строительный техникум открыл ему дорогу к творчеству.
После учебы И. Иванов работал в Сталинградской области, Дагестане, Северной Осетии. Во Владикавказе в 1936 году он положил комсомольский билет на стол — в знак протеста против требования написать донос на секретаря комсомольской ячейки. Но в 1941-м в возрасте 26 лет И. А. Иванов был принят в члены Союза архитекторов СССР за свою успешную работу в Мичуринске и Тамбове. Историю с билетом ему никто не припомнил. В 1953 году, уже работая в Орле, И. А. Иванов вступил в партию.
Игорь Анатольевич писал стихи, опубликовал три поэтических сборника. А современники называли его поэтом в архитектуре, приверженцем правила «золотого сечения». Именно по этому правилу построены все старинные православные храмы в России. Это правило соразмерности частей и целого, это искусство детали.
Русский архитектор с итальянскими корнями пришелся ко двору Советской власти в годы ее великого торжества и всплеска национальной гордости русского народа. Но эпоха Иванова закончилась после принятия советским правительством постановления «Об излишествах в архитектуре».
Мельчали вожди и традиции, поэзия уступала место меркантильности и прагматизму, страна во всех сферах своего бытия, если так можно выразиться, все решительнее отказывалась от правила «золотого сечения» — оптимального, гармоничного соотношения частей и целого.
В начале 60-х И. А. Иванов уже ничего не проектирует — он работает в обкоме инструктором отдела строительства. А в 1969 году в возрасте 54 лет Игорь Анатольевич завершает свой жизненный путь: порок сердца у него обнаружили еще осенью 1941 при призыве в армию, потому и на фронт не попал.
Говорят, без прошлого нет будущего. Но кто знает, может быть, именно такие люди, как И. А. Иванов, были теми мостиками, которые еще связывали в России то и другое. Лишаясь таких мостов, мы утрачиваем связь с культурным прошлым своей страны и своего народа, а значит, дезориентируемся: ведь чтобы безошибочно идти вперед, надо время от времени обязательно оглядываться назад.
Андрей Грядунов.
Орловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
302030, г.Орел, ул Московская, 78 (остановка магазин "Экран")
© КПРФ областное отделение. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта kprforel.ru , ссылка на источник обязательна.
Телефоны:
8 (4862) 55-00-45
8 (4862) 71-73-62