г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Выйти из опасной зоны

Сенатор Василий Иконников указал на необходимость незамедлительного решения проблемы высокой долговой нагрузки региональных бюджетов.

7 октября 2020 года на пленарном заседании Совета Федерации был рассмотрен вопрос «Об исполнении федерального бюджета за 2019 год». На заседании сенатор Василий Иконников поднял тему высокого уровня закредитованности ряда субъектов Российской Федерации.

Актуальность данной проблемы стала еще более острой после начала пандемии коронавируса, которая привела к значительному снижению доходной базы региональных бюджетов, вследствие чего их дефицит в 2020 году может достигнуть почти 900 млрд. рублей. Это неизбежно вызовет дальнейший рост государственного долга субъектов Российской Федерации, который на начало 2020 года уже достиг 2,1 трлн рублей, в связи с чем поиск действенного решения проблемы высокой долговой нагрузки становится приоритетным.

В своем выступлении Василий Иконников отметил: «По итогам 2019 года Минфин определил три категории регионов по долговой устойчивости. И в третью, самую низкую категорию, попали всего три субъекта Российской Федерации — это Республика Мордовия, Псковская области и Орловская область, то есть три региона, которые находятся в опасной зоне долговой зависимости. Если мы посмотрим соотношение общего долга к доходам, то в Мордовии — это 232 процента, в Орловской области — 91, в Псковской области — 88».

Сенатор адресовал министру финансов Российской Федерации А. Г. Силуанову следующий вопрос: «Что собирается предпринимать Минфин для оказания помощи этим регионам? И, быть может, следует все-таки вернуться к практике замещения коммерческих кредитов бюджетными?»

Министр финансов признал наличие проблемы: «Вы знаете, мы не планируем вводить опять институт бюджетных кредитов, которые раньше предоставлялись на три года. У нас сейчас развивается институт казначейских кредитов, и мы договорились о том, что будем увеличивать и объем в следующем году — до 360 млрд рублей, и срок, на который предоставляются эти кредиты, — со 180 до 240 дней. То есть в течение года субъекты могут заимствовать, по сути дела, беспроцентные казначейские кредиты, отказываться от коммерческих кредитов и рефинансировать те задолженности, которые есть по кредитам коммерческих банков, которые сегодня предоставляются по ставке в размере ключевой ставки плюс 1 процент, то есть 5,25 процента.

Что касается вот этих трех субъектов, действительно, они у нас на контроле, особенно Республика Мордовия. Вы абсолютно правильно назвали цифры. Это беспрецедентная, конечно, долговая нагрузка, 230 с лишним процентов. Поэтому мы их мониторим на предмет того, чтобы долг не увеличивался, а все-таки сокращался, и, конечно, учитываем это в наших соглашениях при предоставлении объемов финансовой помощи, учитываем графики по снижению долговой нагрузки, с тем, чтобы субъекты Российской Федерации не попали в долговую яму.

В этом году и в следующем мы, как и договаривались, разрешаем субъектам проводить более мягкую долговую политику, снимаем целый ряд ограничений по объему дефицита и долга, на суммы, которые будут использованы, как антикризисные меры, на борьбу с коронавирусом и на реализацию национальных проектов и программ, связанных с национальными целями развития. Вот такие дополнительные расходы могут быть взяты за счет увеличения долга. Такие нормы в этом году действовали и даже расширяются в следующем году.

Поэтому по этим трем субъектам Российской Федерации мы будем проводить мониторинг, и в первую очередь, конечно, следить за тем, чтобы размеры долговой нагрузки не увеличивались, а сокращались. Ну и, конечно, при определении финансовой помощи мы всю помощь распределяем по правилам, по методикам. Пока у нас не было такого показателя, как долговая нагрузка субъекта Российской Федерации при распределении объемов трансфертов регионам, но давайте в ходе рассмотрения (у нас есть нераспределенные средства, как в этом году, так и в следующем году) обсудим эту тему. Мы открыты, готовы к обсуждению этого вопроса».

Таким образом, Минфин все-таки обозначил готовность решать проблемы регионов с высоким уровнем долговой нагрузки — проблемы, которые обострились в период пандемии коронавируса и требуют срочного принятия мер.

Сенатор Иконников предлагает в этой связи предусмотреть для Орловской, Псковской областей и республики Мордовия предоставление бюджетных кредитов, которые должны заместить кредиты коммерческие. Объем последних в структуре общего госдолга велик и составляет: в Мордовии 47%, в Орловской области 66% и в Псковской области 75%.

Такая мера снизит расходы регионов на обслуживание кредитов на сотни миллионов рублей в год и позволит субъектам направить высвободившиеся финансовые ресурсы на инвестиции и в социальную сферу.

Александр Абрамов.

 

Обратная связь