г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

В жизни всегда есть место повседневному подвигу

Эта пожилая, худенькая женщина не была в прошлом большим политическим деятелем, возглавлявшим регион, или депутатом, который своим нормотворчеством формировал жизнь города и области. И, глядя на неё, даже и представить нельзя, какой стальной стержень скрывается внутри нее, какая закалка характера и неуспокоенность души присущи ей!

Ее зовут Лидия Сергеевна Чеснокова. Она родилась 17 мая 1938 года в селе Казьминское Свердловского района Орловской области, где и окончила семь классов. Школьные годы Лидии Сергеевны пришлись на послевоенное время. В стране царили голод и разруха. Лидия Сергеевна рассказывала, как учителя подкармливали своих учеников: на пришкольном участке был огород, где выращивали картофель, морковь, капусту. И благодаря такому «подкорму» многим удалось просто выжить.

Лидия Сергеевна состояла в пионерской организации, в седьмом классе была председателем совета дружины, училась прилежно, с огромным удовольствием получала новые знания. Она принимала участие во всех концертах, праздниках, несмотря на тяжелое послевоенное время. И именно тогда Лида, еще совсем юная, решила навсегда связать свою судьбу с пионерией.

А в те годы груз тяжелого труда по восстановлению разрушенного хозяйства во многом ложился на плечи женщин и подростков. Поэтому и пионерская организация должна была направить все усилия на оказание помощи в залечивании ран, нанесенных войной. Детский труд как никогда оказался необходимым стране. Пионеры поправляли заборы, ставили садовые скамейки, разбивали клумбы, вставляли стекла, красили окна и двери в заново отделанных домах. Работа пионерской организации этого периода сосредоточилась на деятельности по изменению и улучшению окружающей среды, озеленении родного края.

В 1956 году Лида поступила в педагогическое училище на пионерское отделение. Учеба была интересной и увлекательной. Летом студентов направляли на практику в лагеря в качестве вожатых. О студенческих годах Лидия Сергеевна вспоминает с особым теплом и любовью. После окончания училища она была направлена для работы вожатой в школу № 26 города Орла. Задач, которые должны были решать вожатые, возникало великое множество: приобщение к труду, воспитание патриотизма, помощь в становлении и развитии личности, раскрытие творческого потенциала. А к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход.

Параллельно с работой Лидия Сергеевна получала высшее образование в Орловском государственном пединституте, на физико-математическом факультете (вечерне-заочная форма). В 1960 году её направили работать вожатой в Детский дом санаторного типа. «Было крайне сложно, в детском доме практически не было пионерии, детям приходилось объяснять, что это такое и для чего нужно. Многие попросту отказывались слушать и идти на контакт. Были и те, кто хотел заниматься, но они ничего не умели. Очень сложно было сплотить коллектив. Но со временем я научилась ладить с детьми, даже выделяла специальные уроки для обучения пионерскому мастерству», — вспоминает об этих годах Лидия Сергеевна.

В итоге в Детском доме появилось четыре пионерских отряда: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина. Совместно с пионерами она наладила переписку с музеем «Молодой гвардии» в городе Краснодоне. Два года подряд лучших пионеров возили туда на экскурсию. Ребята побывали в музее, школе № 1, где учились молодогвардейцы, у шурфа шахты, встретились с мамой Сергея Тюленина и бабушкой Олега Кошевого. В Орел приезжала Валерия Борц, и пионерская дружина Детского дома встречала её совместно с дружиной школы № 19. На ребят это произвело очень большое впечатление…

В 1976 году Лидии Сергеевне предложили стать директором Детского дома. Первое время крайне сложно давалась работа с документами. Еще больше сложности добавило изменение статуса детского дома — он становится «Речевой школой для детей с тяжелыми нарушениями речи».

«Дети занимались в школе № 19, у нас не было своего учебного здания», — рассказывает Лидия Сергеевна. В этот же год она решает строить школу. Задача предстояла не из легких. Строительство было поручено СМУ-10 «Орелстроя». Зачастую Чеснокова сама контролировала рабочих, расходные и строительные материалы, а помогал весь коллектив…

И всё-таки её стихией была пионерия. Вот почему по окончании строительства в 1979 году Лидия Сергеевна уволилась с должности директора, перейдя на работу методистом по воспитательной работе в институт усовершенствования учителей. «Вся моя жизнь связана с пионерией. Работая методистом, я проводила курсы вожатых», — вспоминает она.

В начале 90-х годов прошлого века, когда сменились общественные приоритеты, а общегосударственные ориентиры в сфере воспитания отсутствовали, было нарушено наследование культурно-исторического опыта, произошел разрыв поколений, и регионам самостоятельно приходилось вырабатывать стратегию и тактику в становлении личности молодого человека, формировании гражданственности и патриотизма. Старшие вожатые превращаются в педагогов-организаторов. Но курсы для вожатых продолжались и проводились все там же — на базе института усовершенствования учителей.

Занятия подразделялись на два вида: для начинающих (введение в должность) и для вожатых с опытом работы. Чеснокова использовала, говоря сегодняшним языком, инновационные технологии: «мозговой штурм», проектный подход… По завершении курсов каждая группа вожатых разрабатывала программу и защищала свои проекты в ходе дискуссии за круглым столом. Лидия Сергеевна часто выезжала в командировки по районам, чтобы помогать вожатым в практической деятельности, узнавать интересы детей, собирать активы, проводить анкетирование.

Кроме того, Лидия Сергеевна совместно с областным советом пионерской организации разрабатывала методические материалы. Ведь новой литературы по пионерии было крайне мало, а та, что была, устарела с течением времени. Но эту позицию удалось быстро закрыть и предоставить педагогам и вожатым много интересных наработок.

К середине 90-х годов ранее созданные программы начали морально устаревать, возникла необходимость новых. На основе анализа ситуации, изучения общественного мнения было принято решение взять за содержательную основу деятельности региональной пионерской организации «Орлята» историко-культурное наследие Орловской области, обладающее огромным социально-культурным потенциалом. Это позволило в то непростое время вернуть воспитанию его несколько утраченные на тот момент функции: сохранение, воспроизводство и развитие национальной культуры, обеспечение преемственности и смены поколений, создание условий для творческого развития личности и в то же время укрепить позиции пионерской организации, которая прочно заняла свое место в воспитательном пространстве Орловской области.

«Любовь к своей малой родине, осознание себя ее частицей, чувство ответственности за ее будущее — на этом делался акцент новой воспитательной программы», — отмечает Лидия Сергеевна, один из авторов программы воспитательной деятельности «Орловщина — начало всех начал».

Всю свою жизнь Лидия Сергеевна посвятила развитию пионерии на Орловщине. Посвятить любимому делу всю жизнь и добиться немалых результатов — не это ли и есть трудовая доблесть? Реализовавшись как личность, занимаясь всю жизнь любимым делом, она оставила свой след в истории Орловского края. И пусть далеко не все знают имена таких людей, как Чеснокова, но они навсегда останутся героями своего дела. «Превозмогая все трудности, идти к намеченной цели!» — это жизненный девиз пионерии и Лидии Сергеевны.

Сейчас она находится на заслуженном отдыхе, но продолжает интересоваться развитием пионерской организации: выписывает газеты, собирает вырезки из журналов, с огромным удовольствием и гордостью рассказывает молодому поколению о работе и значимости пионерии.

Работа педагогов во все времена была и остается трудоемкой, особенно тех, кто по-настоящему воспитывает подростков. И пусть имена вожатых не вошли в историю, но именно такие люди, как Лидия Сергеевна, творят ее, способствуют процветанию края, вносят вклад в экономику, воспитание подрастающего поколения, своим ярким примером доказывая, что в жизни всегда есть место повседневному подвигу…

К. Куликова,
студентка ОГИК.

 

Обратная связь