г. Орел, ул. Ковальская, д. 5
8 (4862) 22-33-44
8 (4862) 77-88-99
Вход РегистрацияБолее 100 миллионов бюджетных рублей «съели» за год муниципальные унитарные предприятия (МУПы). Причем эти затраты растут год от года, тогда как, по идее, МУПы должны приносить прибыль и пополнять городской бюджет. В Орловском городском Совете народных депутатов звучат голоса, что бюджетная помощь таким предприятиям снижает их заинтересованность в результатах своей финансово-хозяйственной деятельности. Да и ладно бы: прозвучали голоса и прозвучали! Но есть одно «но»: к 2025 году все МУПы и ГУПы по закону должны быть ликвидированы как класс, то есть как классифицируемый вид деятельности. И в свете такой перспективы претензии к орловским МУПам как несостоятельным донорам выглядят уже не просто критикой «в рабочем порядке». Некоторые депутаты уже говорят открытым текстом: в 2021 году необходимо начать реорганизацию МУПов.
Что же такое в принципе муниципальные предприятия? В Орле это аптечные сети, наше известное Трамвайно-троллейбусное предприятие, «Водоканал», некоторые бани, предприятие Ритуально-обрядовых услуг, предприятия общепита, Спецавтобаза. Если взглянуть шире, то сюда же можно отнести и некоторые управленческие структуры, занимающиеся организацией производственных и хозяйственных процессов на территории города — управление капитального строительства и управление эксплуатации нежилых помещений. К этому списку в регионах можно добавить сельские аптеки, транспортные перевозки с небольшим пассажиропотоком, обслуживание домов престарелых, снабжение отдаленных северных районов. Одним словом, все те социально значимые виды деятельности, без которых не выжить российской провинции.
Для справки: ГУПы и МУПы появились в стране по закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Учредителем таковых может быть только Российская Федерация (государство), субъект РФ или муниципальное образование. Унитарные предприятия считаются коммерческими организациями, потому что должны приносить прибыль своему собственнику — муниципалитету или государству. Но унитарному предприятию ничего не принадлежит — оно только пользуется госимуществом. МУПы могли претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Госзакупки они также делают по особым правилам — без конкурсов.
За шесть лет своего существования, то есть с 2013 по 2019 год включительно, количество таких предприятий увеличилось в целом по стране на 40 процентов.
Но в конце 2019 года из уст руководителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) прозвучало: такой формы собственности как МУП и ГУП больше нет нигде в мире, поскольку она давно доказала свою неэффективность. Созданные в переходный период, эти предприятия свою задачу выполнили и должны освободить место для малого и среднего бизнеса… Это наше, советское изобретение, которое вы нигде не найдете в такой форме.
Это ведомство — ФАС — и разработало законопроект о реформе по указу президента В. Путина. 27 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 485 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». 8 января 2020 начал действовать и Федеральный закон «О защите конкуренции», которым были внесены соответствующие поправки в действующее законодательство. «Поправки ограничивают случаи создания и конкретизирует сферы деятельности унитарных предприятий. Теперь они создаются преимущественно для обеспечения деятельности, относящейся к ведению РФ», — говорится в комментариях.
13 декабря прошлого года Госдума в третьем чтении приняла закон, которым фактически упраздняются существующие ГУПы и МУПы. Создание новых запрещается.
Исключением являются лишь те ГУПы, которые по мере необходимости могут быть организованы специальными указами президента или правительства, а также «необходимые для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств». Неприкосновенными останутся ГУПы естественных монополий.
Все прочие унитарные предприятия должны быть преобразованы в акционерные общества или в бюджетные учреждения. Это уже должно случиться в 2021 году. Если к 2025 году что-то останется, то их закроют по суду.
ФАС считает, что унитарные предприятия неэффективно используют госимущество. И главным в логике антимонопольной службы является следующее — они «оказывают наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках». Но если вспомнить, например, многолетние проблемы орловского ТТП, то это скорее ему повредила конкуренция с многочисленными и плохо контролируемыми частным перевозчиками. И именно из-за монопольного положения отрасли орловский электротранспорт оказался в долгах за электроэнергию. Спрашивается: в такой ситуации кого следовало бы защищать Федеральной антимонопольной службе?
В 2017 году была проведена некая проверка деятельности унитарных предприятий. Проверили 9 тысяч МУПов и ГУПов. Нарушения наши в 568 случаях. Не так уж много, если вдуматься.
Данные налоговой службы немногим показательнее: за период с 2017 по 2019 год ликвидировано 460 унитарных предприятий, более половины из них (50,7 процента) — из-за банкротства или отсутствия всякой финансово-хозяйственной деятельности. Но остальные-то все-таки работали! И наверняка там, где это нужно людям, но где частник не находит для себя выгоды.
Что же предлагается взамен? Главным образом — аренда частными структурами муниципального (или государственного) имущества, бывшего доселе в распоряжении унитарных предприятий. Как разновидность такой аренды — концессия, то есть передача того же городского имущества в распоряжение частников за арендную плату лет так на полста! Помните, в Орле была попытка отдать в концессию стратегическое предприятие «Водоканал»? Тогда не вышло. Зато теперь есть все юридические основания для возобновления подобной инициативы.
«Росбалт» приводит мнение депутатов Госдумы, критически относящихся к реорганизации МУПов и ГУПов. Так, например, депутат от КПРФ Н. Арефьев заявил, что «с муниципальными предприятиями этот закон сыграет злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста».
«Под эти законы могут попасть „Роскосмос“ и ряд других корпораций, обеспечивающие безопасность страны…», — подчеркнул другой депутат-коммунист Н. Коломейцев.
«…Такие формы, как МУП и ГУП — это защита имущества, потому что его нельзя отчуждать в результате банкротства или плохого финансового положения, а оно зачастую стратегическое…», — предупреждал член фракции КПРФ А. Куринный.
Депутаты ЛДПР обратили внимание на то, что «в России в форме унитарных предприятий работают восемь метрополитенов, которые не относятся к сфере естественных монополий».
Депутат «Справедливой России» В. Гартунг акцентировал внимание на таком аспекте проблемы: «…Ликвидировать унитарное предприятие будет легко, но это приведет лишь к созданию псевдоконкуренции на рынке. Для этого нужно всего лишь зарегистрировать фирму-спойлера, а после того, как исчезнет МУП, останется единственный монополист — частник, который начнет вздувать цены и доить конкретную территорию, новый же МУП по этому закону открыться уже не сможет».
И вообще: корректно ли увязывать проблему неэффективной, убыточной работы с формой собственности? Кто умеет работать, тот будет добросовестно делать свое дело (в частности — руководить) и на частном, и на государственном предприятии. А вот плохому танцору всегда что-нибудь мешает: то частная собственность, то государственная. Теперь — и муниципальная не угодила. Не хочется быть банальным, но как тут не вспомнить, что все решают кадры! Может быть, с этого и надо начать реорганизацию? Не формы, а содержания!
Андрей Грядунов.
Орловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
302030, г.Орел, ул Московская, 78 (остановка магазин "Экран")
© КПРФ областное отделение. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта kprforel.ru , ссылка на источник обязательна.
Телефоны:
8 (4862) 55-00-45
8 (4862) 71-73-62