г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Орловщина обетованная

Орловщина обетованная

Именно в нашей области нашли и находят приют тысячи беженцев и переселенцев из разных уголков бывшего СССР, пострадавших в ходе развала великой страны, который продолжается по сей день. Вот уже третье десятилетие, с тех самых пор, как Горбачёв и Ельцин при поддержке Запада развалили великий и могучий Советский Союз, Орловщина притягивает к себе людей со всех окраин бывшего великого многонационального государства, оказавшихся вдруг в невыносимых условиях. Для них она стала землёй обетованной.

Это началось в 1989 году. Турки-месхетинцы

Конец мая 1989 года. В Москве открылся 1 съезд народных депутатов СССР, началась бессмысленная и бесконечная говорильня. Сенсация съезда: Горбачёв вызывает на трибуну академика Сахарова. Тогда ещё многим казалось, что эти двое – антагонисты, Горбачёв – коммунист, Сахаров – демократ. Фактически они делали одно дело – разваливали Советский Союз. Не случайно западный империализм в лице Нобелевского комитета обоим присудил «премии мира». Но не мир они несли нашей стране, а войну и погромы.

Как раз в день открытия съезда в Москве, в Ферганской области Узбекской ССР начались погромы турок-месхетинцев. Сотни человек были убиты и заживо сожжены. Советские правительство, ещё находясь в силе, собрало спасающихся турок на аэродромах и срочно эвакуировало их в центральные области России. Грузия, бывшая родина турок, категорически отказалась принимать их. В течение двух дней в сёлах Орловской области было подготовлены пункты приёма беженцев. Под жильё эвакуированным дали все свободные дома, было обеспечено питание и всё необходимое для жизни. В Залегощенском районе, где я в то время работал редактором, турок расселили в Алёшне. В этом селе как раз строились дома для переселенцев «Выбирай Орловщину на жительство!» Выбирать не пришлось, жильё отдали беженцам.

Мне как журналисту довелось не раз беседовать с беженцами, их старейшины мечтали вернуться в Закавказье. Но там разгоралась война между Арменией и Азербайджаном. Азербайджанские мусульмане поманили турок к себе, однако, хлебнув ужасов войны, турки вскоре вернулись на Орловщину.

Это было только начало. Межнациональные конфликты вспыхивали там и тут. На Орловщину потянулись курды, армяне и азербайджанцы, семьи смешанных браков из Молдавии, Средней Азии и других окраин СССР. Орловщина принимала всех.

Возможность жить без войны и страха

С тех пор прошло четверть века. Кто-то из переселенцев-беженцев уехал в другие края, кто-то остался в нашей области.

Как относятся орловцы к переселенцам, как освещают тему многонациональной Орловщины районные газеты? Сразу можно сказать: освещают вполне доброжелательно. Вот колпнянская газета «За изобилие» рассказывает типичную историю беженцев-переселенцев начала 90-х годов прошлого века. Семья Мальцевых (русский Анатолий и грузинка Зоя) жили в Грузии в большом доме. У них родились три дочери. Казалось, живи не тужи. Но к власти в «независимой» Грузии в 1991 году пришли расисты, а в ряде случаев на местах – бандиты. Новые «хозяева жизни» держали в страхе местное население, обстреливали дома, похищали людей. Дочерям Мальцевых со светлыми волосами просто нельзя было появляться на улице. Выход был один: уезжать в Россию. Так Мальцевы оказались в Колпнянском районе. Обустраиваться в стареньком домишке было очень трудно. Но на Орловщине было главное: выходцы из любой республики, независимо от цвета кожи и волос, могли жить без расизма, без войны и страха. Дочери Мальцевых только в Колпне научились говорить по-русски, родители осваивали любые востребованные специальности. Земли для переселенцев местные власти не жалели, создавали возможность разводить скот. Так и пережили Мальцевы самое трудное время, построили просторный дом, обзавелись крепким хозяйством. И что характерно, все три дочери – Жанна, Наталья и Мери – получили высшее образование.

«За двадцать лет Россия стала для семьи Мальцевых родной. И пусть она не баловала переселенцев тепличными условиями, зато дала главное – возможность жить, трудиться и воспитывать детей под мирным небом», – так завершается статья.

А мне вспомнился давний разговор с известным врачом. Я спросил его, почему он не возвращается к себе на родину в Дагестан, разве там не нужны умелые доктора, разве там он будет пользоваться меньшим спросом и авторитетом? Ответ был неожиданным.

– Моя мама русская, она всю жизнь прожила с моим отцом в Дагестане. Но любой чабан считает себя чистокровным горцем, а я для них только полукровка. И никакой профессиональный авторитет не играет для них никакой роли. А в России меня и мою семью уважают независимо от родословной.

Полное отсутствие в России бытового расизма – причина того, что тысячи людей смешанных браков (азербайджанцев и армян, узбеков и киргизов и т.д. и т.п.) получили возможность жить нормальной жизнью именно в среднерусских областях. Здесь они чувствуют себя полноценными людьми, а не полукровками.

Немного статистики и живых примеров

Дмитровский «Авангард» даёт статистику по району. «Наиболее многочисленная диаспора дагестанцев проживает в Друженском, Бородинском, Берёзовском сельских поселениях. В Малобобровском обрели вторую родину армяне, украинцы, чеченцы, немцы, аварцы, татары.

– Из проживающих у нас 389 человек более 50 – представители других национальностей, – говорит глава Малобобровского сельского поселения Сергей Лохматов.

И рассказывает об интернациональных семьях немца Эдуарда Шлифке, русско-украинских семьях Александра Купыры и Анатолия Шлапы, приехавших с украинской Волыни, об армянской семье Мартиросянов.

– Какие могут быть между нами различия? – говорит известный в районе предприниматель Карапет Мартиросян. – Ведь все мы теперь жители одной большой страны – России.

Должанское «Знамя труда» так рисует картину проживания в районе переселенцев: «В селе Тим обосновались лакцы, в Казинке – агульцы, в Козьма-Демьяновском – армяне, в посёлке Шляхе – корейцы». И вот что говорит азербайджанец, владелец небольшого магазина Сулейман Сулейманов:

– К счастью, ни у меня, ни у кого-то из моей семьи не было столкновений на национальной почве. Может, потому что мы сами неконфликтные люди, воспитание получили в советское время, когда жили в одной большой стране. Я – россиянин, уже один раз видел крах моей страны, миллионы поломанных судеб, залитые кровью окраины. Больше не хочу.

Самое поразительное, что даже две «чеченские» войны, гибель на Кавказе в 90-х годах орловских солдат не изменила доброжелательного отношения орловцев к беженцам и переселенцам. Вот что пишет газета «Мценский край»: «Наш Мценск – русский православный город, и подавляющее большинство его жителей – русские люди. Но, как и во многих регионах центральной части России, здесь живут и представители других национальностей. В последнее время их стало больше. К нам едут не только россияне из Чечни и Дагестана, но и таджики, узбеки, армяне. И мы принимаем всех, лишь бы эти люди вели себя мирно и доброжелательно». «МК» предоставляет слово тренеру по борьбе дзюдо детско-юношеской спортивной школы дагестанцу Г.Ш. Гаджирамазанову:

– Здесь во Мценске и речи нет ни о каких конфликтах на национальной почве, и мы этому рады.

А чуть раньше газета рассказала о таджикской семье Нуриддиновых, проживающей в селе Черемошны. Пожалуй, самое интересное в этом рассказе то, что старшая дочь (из трёх) – Эля – приняла участие в областном конкурсе в честь 200-летия со дня рождения Лермонтова и заняла в нём первое место. Такое вот проявление дружбы народов и интернационализма!

Встречаются в районных газетах и вовсе экзотические истории на переселенческую тему. Тот же «Мценский край» повествует о возвращении на родину русской семьи из… Ирландии. 17 лет семья прожила в Дублине, и только год назад Любовь Алексеевна Кисова вместе с младшими детьми вернулась на родину. Муж тоже планирует вскоре приехать к ним». Кисовы строят дом в селе Сторожевом. Дети ходят учиться в Аникановскую школу. И хотя у них поначалу были проблемы с русским языком (в Дублине все предметы изучали на английском), ребята уже адаптировались. Такие вот возвращенцы!

Проблемы школьные

Разумеется, совместное проживание людей различных национальностей, религиозных верований не может быть беспроблемным. Приведу только один пример. В селе Васильевка Залегощенского района (бывшая усадьба известного совхоза «Залегощенский») сложилась зона компактного проживания курдов. В начале 90-х годов им выделили для проживания двухэтажный дом. Затем они расселились по окрестным деревням, рождались и умирали в Васильевке, создали мусульманское кладбище в полукилометре от села. А так как рождаемость у курдов высокая, вскоре получилось, что три четверти учеников в местной Нижне-Залегощенской школе говорят на курдском языке. То есть обучают их на русском, но во внешкольной обстановке и даже на переменах они общаются на родном языке.

А теперь представьте себе: в первом классе из 13 учеников только один русский, и в четвёртом – 1, во втором – 2. На каком языке будут говорить дети между собой? Немудрено, что русские родители иногда предпочитают отдавать ребёнка в школу в райцентр, благо, Залегощь неподалёку.

Но подобная ситуация нежелательна и для курдских ребятишек. У них нет ни стимула, ни возможности говорить на языке межнационального общения – на русском. Отсюда трудности в дальнейшей учёбе, в трудоустройстве. Тупик, из которого надо искать выход.

2014-2015 год. Украина: исход в Россию

К 2014 году казалось, что самое страшное в межнациональных отношениях на территории бывшего Советского Союза уже случилось. Увы, мы жестоко ошибались! Взрыв пещерного расизма случился, где его не ждали – на Украине. Семена бандеровского расизма, взращиваемого ещё при Гитлере, дали отравленные плоды в самом сердце братской Украины – в Киеве. Вдруг оказалось: «Хто не скаче, тот москаль!» Русский язык, великая русская культура попали под запрет, Бандера и его фашистские прихвостни объявлены «героями», а Великой Отечественной войны как бы не было.

Фактически полтора десятка миллионов русских и миллионы русскоязычных жителей Украины оказались на положении людей второго сорта. Но бандеровцам мало бытового расизма, они развязали в Донбассе войну против русских. Донбасс объявил себя Новороссией, отразил агрессию, но из Украины начался массовый исход русского населения. Женщины с детьми, старики бежали из разбомблённых «украми» городов и посёлков, раненные бойцы искали возможность лечиться. Какая ещё страна могла их принять, кроме России? «Нет другой такой страны на свете!» И Россия приняла в течение нескольких месяцев около миллиона беженцев с Украины.

Помню, как при появлении первых беженцев, орловские виртуальные либерасты засуетились: ах, не сможет кризисная Орловщина принять сотни людей! А наша область, прямо скажем, без особого напряжения приняла почти 30 тысяч граждан Украины! Каждого беженца накормила-напоила, спать уложила, помогла всем, чем можно. Да, не все эти 30 тысяч выбрали и выберут Орловщину на постоянное место жительства. Но такую задачу никто и не ставил. Жители Новороссии вовсе не собираются оставлять свою родную землю бандеровцам, но они знают: всегда будет место, где их, обездоленных и раненных, примут и обогреют! Несмотря ни на какой кризис! Бедные соберут для беженцев по копейке! Таков русский интернационализм в действии!

Михаил ТУТЫХИН

Орловщина обетованная

Именно в нашей области нашли и находят приют тысячи беженцев и переселенцев из разных уголков бывшего СССР, пострадавших в ходе развала великой страны, который продолжается по сей день. Вот уже третье десятилетие, с тех самых пор, как Горбачёв и Ельцин при поддержке Запада развалили великий и могучий Советский Союз, Орловщина притягивает к себе людей со всех окраин бывшего великого многонационального государства, оказавшихся вдруг в невыносимых условиях. Для них она стала землёй обетованной.

Это началось в 1989 году. Турки-месхетинцы

Конец мая 1989 года. В Москве открылся 1 съезд народных депутатов СССР, началась бессмысленная и бесконечная говорильня. Сенсация съезда: Горбачёв вызывает на трибуну академика Сахарова. Тогда ещё многим казалось, что эти двое – антагонисты, Горбачёв – коммунист, Сахаров – демократ. Фактически они делали одно дело – разваливали Советский Союз. Не случайно западный империализм в лице Нобелевского комитета обоим присудил «премии мира». Но не мир они несли нашей стране, а войну и погромы.

Как раз в день открытия съезда в Москве, в Ферганской области Узбекской ССР начались погромы турок-месхетинцев. Сотни человек были убиты и заживо сожжены. Советские правительство, ещё находясь в силе, собрало спасающихся турок на аэродромах и срочно эвакуировало их в центральные области России. Грузия, бывшая родина турок, категорически отказалась принимать их. В течение двух дней в сёлах Орловской области было подготовлены пункты приёма беженцев. Под жильё эвакуированным дали все свободные дома, было обеспечено питание и всё необходимое для жизни. В Залегощенском районе, где я в то время работал редактором, турок расселили в Алёшне. В этом селе как раз строились дома для переселенцев «Выбирай Орловщину на жительство!» Выбирать не пришлось, жильё отдали беженцам.

Мне как журналисту довелось не раз беседовать с беженцами, их старейшины мечтали вернуться в Закавказье. Но там разгоралась война между Арменией и Азербайджаном. Азербайджанские мусульмане поманили турок к себе, однако, хлебнув ужасов войны, турки вскоре вернулись на Орловщину.

Это было только начало. Межнациональные конфликты вспыхивали там и тут. На Орловщину потянулись курды, армяне и азербайджанцы, семьи смешанных браков из Молдавии, Средней Азии и других окраин СССР. Орловщина принимала всех.

Возможность жить без войны и страха

С тех пор прошло четверть века. Кто-то из переселенцев-беженцев уехал в другие края, кто-то остался в нашей области.

Как относятся орловцы к переселенцам, как освещают тему многонациональной Орловщины районные газеты? Сразу можно сказать: освещают вполне доброжелательно. Вот колпнянская газета «За изобилие» рассказывает типичную историю беженцев-переселенцев начала 90-х годов прошлого века. Семья Мальцевых (русский Анатолий и грузинка Зоя) жили в Грузии в большом доме. У них родились три дочери. Казалось, живи не тужи. Но к власти в «независимой» Грузии в 1991 году пришли расисты, а в ряде случаев на местах – бандиты. Новые «хозяева жизни» держали в страхе местное население, обстреливали дома, похищали людей. Дочерям Мальцевых со светлыми волосами просто нельзя было появляться на улице. Выход был один: уезжать в Россию. Так Мальцевы оказались в Колпнянском районе. Обустраиваться в стареньком домишке было очень трудно. Но на Орловщине было главное: выходцы из любой республики, независимо от цвета кожи и волос, могли жить без расизма, без войны и страха. Дочери Мальцевых только в Колпне научились говорить по-русски, родители осваивали любые востребованные специальности. Земли для переселенцев местные власти не жалели, создавали возможность разводить скот. Так и пережили Мальцевы самое трудное время, построили просторный дом, обзавелись крепким хозяйством. И что характерно, все три дочери – Жанна, Наталья и Мери – получили высшее образование.

«За двадцать лет Россия стала для семьи Мальцевых родной. И пусть она не баловала переселенцев тепличными условиями, зато дала главное – возможность жить, трудиться и воспитывать детей под мирным небом», – так завершается статья.

А мне вспомнился давний разговор с известным врачом. Я спросил его, почему он не возвращается к себе на родину в Дагестан, разве там не нужны умелые доктора, разве там он будет пользоваться меньшим спросом и авторитетом? Ответ был неожиданным.

– Моя мама русская, она всю жизнь прожила с моим отцом в Дагестане. Но любой чабан считает себя чистокровным горцем, а я для них только полукровка. И никакой профессиональный авторитет не играет для них никакой роли. А в России меня и мою семью уважают независимо от родословной.

Полное отсутствие в России бытового расизма – причина того, что тысячи людей смешанных браков (азербайджанцев и армян, узбеков и киргизов и т.д. и т.п.) получили возможность жить нормальной жизнью именно в среднерусских областях. Здесь они чувствуют себя полноценными людьми, а не полукровками.

Немного статистики и живых примеров

Дмитровский «Авангард» даёт статистику по району. «Наиболее многочисленная диаспора дагестанцев проживает в Друженском, Бородинском, Берёзовском сельских поселениях. В Малобобровском обрели вторую родину армяне, украинцы, чеченцы, немцы, аварцы, татары.

– Из проживающих у нас 389 человек более 50 – представители других национальностей, – говорит глава Малобобровского сельского поселения Сергей Лохматов.

И рассказывает об интернациональных семьях немца Эдуарда Шлифке, русско-украинских семьях Александра Купыры и Анатолия Шлапы, приехавших с украинской Волыни, об армянской семье Мартиросянов.

– Какие могут быть между нами различия? – говорит известный в районе предприниматель Карапет Мартиросян. – Ведь все мы теперь жители одной большой страны – России.

Должанское «Знамя труда» так рисует картину проживания в районе переселенцев: «В селе Тим обосновались лакцы, в Казинке – агульцы, в Козьма-Демьяновском – армяне, в посёлке Шляхе – корейцы». И вот что говорит азербайджанец, владелец небольшого магазина Сулейман Сулейманов:

– К счастью, ни у меня, ни у кого-то из моей семьи не было столкновений на национальной почве. Может, потому что мы сами неконфликтные люди, воспитание получили в советское время, когда жили в одной большой стране. Я – россиянин, уже один раз видел крах моей страны, миллионы поломанных судеб, залитые кровью окраины. Больше не хочу.

Самое поразительное, что даже две «чеченские» войны, гибель на Кавказе в 90-х годах орловских солдат не изменила доброжелательного отношения орловцев к беженцам и переселенцам. Вот что пишет газета «Мценский край»: «Наш Мценск – русский православный город, и подавляющее большинство его жителей – русские люди. Но, как и во многих регионах центральной части России, здесь живут и представители других национальностей. В последнее время их стало больше. К нам едут не только россияне из Чечни и Дагестана, но и таджики, узбеки, армяне. И мы принимаем всех, лишь бы эти люди вели себя мирно и доброжелательно». «МК» предоставляет слово тренеру по борьбе дзюдо детско-юношеской спортивной школы дагестанцу Г.Ш. Гаджирамазанову:

– Здесь во Мценске и речи нет ни о каких конфликтах на национальной почве, и мы этому рады.

А чуть раньше газета рассказала о таджикской семье Нуриддиновых, проживающей в селе Черемошны. Пожалуй, самое интересное в этом рассказе то, что старшая дочь (из трёх) – Эля – приняла участие в областном конкурсе в честь 200-летия со дня рождения Лермонтова и заняла в нём первое место. Такое вот проявление дружбы народов и интернационализма!

Встречаются в районных газетах и вовсе экзотические истории на переселенческую тему. Тот же «Мценский край» повествует о возвращении на родину русской семьи из… Ирландии. 17 лет семья прожила в Дублине, и только год назад Любовь Алексеевна Кисова вместе с младшими детьми вернулась на родину. Муж тоже планирует вскоре приехать к ним». Кисовы строят дом в селе Сторожевом. Дети ходят учиться в Аникановскую школу. И хотя у них поначалу были проблемы с русским языком (в Дублине все предметы изучали на английском), ребята уже адаптировались. Такие вот возвращенцы!

Проблемы школьные

Разумеется, совместное проживание людей различных национальностей, религиозных верований не может быть беспроблемным. Приведу только один пример. В селе Васильевка Залегощенского района (бывшая усадьба известного совхоза «Залегощенский») сложилась зона компактного проживания курдов. В начале 90-х годов им выделили для проживания двухэтажный дом. Затем они расселились по окрестным деревням, рождались и умирали в Васильевке, создали мусульманское кладбище в полукилометре от села. А так как рождаемость у курдов высокая, вскоре получилось, что три четверти учеников в местной Нижне-Залегощенской школе говорят на курдском языке. То есть обучают их на русском, но во внешкольной обстановке и даже на переменах они общаются на родном языке.

А теперь представьте себе: в первом классе из 13 учеников только один русский, и в четвёртом – 1, во втором – 2. На каком языке будут говорить дети между собой? Немудрено, что русские родители иногда предпочитают отдавать ребёнка в школу в райцентр, благо, Залегощь неподалёку.

Но подобная ситуация нежелательна и для курдских ребятишек. У них нет ни стимула, ни возможности говорить на языке межнационального общения – на русском. Отсюда трудности в дальнейшей учёбе, в трудоустройстве. Тупик, из которого надо искать выход.

2014-2015 год. Украина: исход в Россию

К 2014 году казалось, что самое страшное в межнациональных отношениях на территории бывшего Советского Союза уже случилось. Увы, мы жестоко ошибались! Взрыв пещерного расизма случился, где его не ждали – на Украине. Семена бандеровского расизма, взращиваемого ещё при Гитлере, дали отравленные плоды в самом сердце братской Украины – в Киеве. Вдруг оказалось: «Хто не скаче, тот москаль!» Русский язык, великая русская культура попали под запрет, Бандера и его фашистские прихвостни объявлены «героями», а Великой Отечественной войны как бы не было.

Фактически полтора десятка миллионов русских и миллионы русскоязычных жителей Украины оказались на положении людей второго сорта. Но бандеровцам мало бытового расизма, они развязали в Донбассе войну против русских. Донбасс объявил себя Новороссией, отразил агрессию, но из Украины начался массовый исход русского населения. Женщины с детьми, старики бежали из разбомблённых «украми» городов и посёлков, раненные бойцы искали возможность лечиться. Какая ещё страна могла их принять, кроме России? «Нет другой такой страны на свете!» И Россия приняла в течение нескольких месяцев около миллиона беженцев с Украины.

Помню, как при появлении первых беженцев, орловские виртуальные либерасты засуетились: ах, не сможет кризисная Орловщина принять сотни людей! А наша область, прямо скажем, без особого напряжения приняла почти 30 тысяч граждан Украины! Каждого беженца накормила-напоила, спать уложила, помогла всем, чем можно. Да, не все эти 30 тысяч выбрали и выберут Орловщину на постоянное место жительства. Но такую задачу никто и не ставил. Жители Новороссии вовсе не собираются оставлять свою родную землю бандеровцам, но они знают: всегда будет место, где их, обездоленных и раненных, примут и обогреют! Несмотря ни на какой кризис! Бедные соберут для беженцев по копейке! Таков русский интернационализм в действии!

Михаил ТУТЫХИН

Обратная связь