г. Орел, ул. Ковальская, д. 5
8 (4862) 22-33-44
8 (4862) 77-88-99
Вход Регистрация
Уважаемые участники и гости Пленума!
Давно замечено, что в периоды событий всемирно-исторической важности время словно ускоряет свой ход. То, что в другой период растягивалось на годы, в переломных, революционных условиях умещается в недели и дни. Привычные ранее устои шатаются и рушатся. Со «священных» статуй осыпается позолота. Мир быстро меняется.
Для обывателя это время анархии и хаоса. Он всегда хочет скорее вернуться в привычную колею и часто не понимает: прошлое не повторится. Оно кануло в Лету.
У коммунистов свой взгляд на ход событий. Вооружённые историческим материализмом и диалектикой, они видят истинные причины и «скрытые механизмы» исторического процесса. Для них нет необъяснимых зигзагов. Последователи марксизма-ленинизма не плывут «по воле волн», не бредут слепо во тьме неизвестности. Они точно понимают подоплёку явлений.
В неразберихе 1917 года, когда рухнула трёхсотлетняя монархия Романовых, только большевики во главе с Лениным в полной мере «нащупали нерв» момента. Ход событий приподнял тогда самые разные партии и течения. И у каждого, казалось бы, был исторический шанс. Но именно большевики, глубоко понимая нужды и чаяния народного большинства, пришли к победе.
Зная законы истории, партия Ленина не терялась в спрессованных донельзя событиях. Сам он неслучайно призывал относиться к революции как к искусству и напоминал товарищам, что «история не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять всё».
Не случайно и то, что, идя от жизни, самые талантливые авторы, чувствовали ход времени сродни гению Ленина. Недаром Гоголь сравнивал Россию с несущейся птицей-тройкой, а Тютчев писал:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель...
Предчувствие больших перемен посещало русских писателей и поэтов рубежа XIX-XX веков. И прозвучали пророческие строки Маяковского:
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год.
А вот слова Александра Блока из статьи «Интеллигенция и революция»: «Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию. Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью... Это называется революцией».
Человечество и сегодня стоит на пороге кардинальных изменений. Не понимая их причин, динамики и последствий легко оказаться жертвой обстоятельств, а то и самых тёмных и злобных сил. Задача нашей партии – давать трудящимся чёткие ориентиры, отвечать на самые сложные вопросы и предлагать решения, а на этой основе – объединять силы на борьбу против реакции, фашизма и военной угрозы. На борьбу за социализм!
Империалистический кризис и угрозы для человечества
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, обнажая алчное нутро капитализма, открыли, что противоречия, лежащие в основе этой формации, неизбежно приводят к кризисам. «Манифест Коммунистической партии» подчёркивал: «Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. – Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путём вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путём завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им».
В.И. Ленин установил, что империализм является высшей и последней стадией буржуазной эпохи. Он отмечал, что внутренние противоречия капитализма обостряются, процесс его «внутреннего разложения» достигает предельной остроты и конец неизбежен. Но основатель большевизма предостерегал от иллюзий и указывал, что общий кризис капитализма будет длиться целую эпоху.
Ленин предупреждал, что капитал будет цепляться за власть, даже ценой миллионных жертв и кровавых войн. В марте 1918 года на VII экстренном съезде РКП(б) он произнёс суровые и провидческие слова. Вслушаемся в них: «Марксисты никогда не забывали, что насилие неизбежно будет спутником краха капитализма во всём его масштабе и рождения социалистического общества. И это насилие будет всемирно-историческим периодом, целой эрой самых разнообразных войн – войн империалистских, войн гражданских внутри страны, сплетения тех и других, войн национальных, освобождения национальностей, раздавленных империалистами, различными комбинациями империалистских держав... Эта эпоха – эпоха гигантских крахов, массовых военных насильственных решений, кризисов – она началась, мы её ясно видим».
На данном этапе временная стабилизация капитализма уже в прошлом. Разрушение Советского Союза и системы стран социализма дало передышку глобальной олигархии. На исходе ХХ столетия буржуазия лишилась мощного соперника, успехи которого признавали даже враги коммунистов.
«Может ли капитализм выжить? Нет, не думаю», – признавался экономист и социолог Йозеф Шумпетер. По его словам, развитие капиталистической системы неизбежно «создаст условия, в которых она не сможет выжить и уступит место социализму». «Можно ненавидеть социализм..., – заключал Шумпетер, – но всё же предвидеть его приход».
А вот что говорил президент США Джон Кеннеди в 1961 году в интервью газете «Известия»: «Я был в Советском Союзе в 1939 году, будучи студентом, и понимаю, что там произошло много изменений и что уровень жизни народа повышается… Советский Союз – могучая военная держава. Он обладает большой ядерной мощью. Он имеет ракеты, самолёты, большое число дивизий, с ним связаны другие страны. Никто никогда не вторгнется вновь в Советский Союз. Нет такой военной силы, которая могла бы это сделать».
Ещё будучи сенатором, в 1958 году Кеннеди признавался: «Многим из нас до сих пор трудно поверить, что у русских есть университет лучше, чем у нас. Мы полагали, что наше превосходное богатство даст нашим детям лучшее образование. Но нам не удалось выделить на эти цели более ничтожной доли – самое большее 3 процента нашего национального дохода, в отличие от советских 10 процентов… Мы сильно заблуждались насчёт русских интеллектуальных заблуждений. Мы ошиблись относительно их предполагаемого невежества… Наше отставание в образовательных достижениях дорого обходится».
Трудно представить, чтобы в той ситуации политики Запада всерьёз рассчитывали на санкции в борьбе с СССР. Ясно и то, почему сегодня натовцы надеются на успех. Они полагают, что экономика нашей страны, которую они, их агенты и вассалы в России “рвали в клочья”, однажды не выдержит.
Слова Кеннеди лишь подтверждают масштаб катастрофы 1991 года. В силу невиданного предательства развитие СССР было прервано. Западный капитал заполучил огромный рынок сбыта и источники сырья. Этот подарок влил в мышцы капитализма свежие силы, помог смягчить нараставшие противоречия.
Уничтожение Советского Союза на Западе расценили как триумф. 25 декабря 1991 года президент США Джордж Буш-старший в рождественском обращении поздравил нацию с победой в «холодной войне». Спустя месяц в Конгрессе он заявил: «Коммунизм умер… С помощью господа Америка победила в холодной войне… Одержана величайшая победа над СССР, причём руками его внутренней оппозиции». Эти слова отзываются болью в наших сердцах. Но политикам США следовало внимательно изучать Ленина. Тогда бы они поняли, что торжествовать рано.
Во-первых, «смерти коммунизма» не случилось. Наши идеи и наше движение живы. КПРФ отметила 30 лет своего возрождения. В числе наших соратников как оппозиционные, так и правящие компартии. И вместе мы уверенно смотрим в будущее.
Секрет живучести наших идей раскрыть несложно. Он в том, что капитализм никуда не делся. С ним сохранились эксплуатация, неравенство, нищета, бесправие миллиардов трудящихся. Живо и стремление масс исправить эту несправедливость.
Во-вторых, разрушение СССР усилило паразитизм внутри системы капитализма. «Империализм есть громадное скопление в немногих странах денежного капитала», – писал Ленин. Следствием он называл рост “слоя рантье, т.е. лиц, живущих «стрижкой купонов»”. Это лица, “профессией которых является праздность”. Вывоз капитала усиливает оторванность рантье от производства и «налагает отпечаток паразитизма на всю страну, живущую эксплуатацией труда нескольких заокеанских стран и колоний».
В настоящее время финансовые махинации приобрели глобальный размах. От них стали страдать целые регионы. Вспомним, например, Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов. В 2008 году «пузырь» лопнул уже в мировом масштабе. Капитализм стал всё быстрее погружаться в пучину кризиса. Вместе с экономикой он неизбежно охватывает и политику.
В прошлом веке межимпериалистические противоречия привели к двум мировым войнам и породили монстра фашизма. Застраховано ли человечество от повторения этого сценария? Разумеется, нет! Чтобы убедиться, достаточно осмотреться по сторонам.
Капитализм 20-х годов XXI века так же «беременен» фашизмом, как в 20-е годы XX века. Ростки бесчеловечной идеологии проглядывают всюду. Это хорошо видно и в международной политике ведущих держав, и в их внутренней жизни. Набирают силы ультраправые движения. Идеология неонацизма вновь получает покровительство на самых высоких этажах власти.
Сторонники крайне правых идей действуют и в нашей стране. Для многонациональной России это особенно опасно. Всем нужно хорошо понимать: если на роль главных борцов с бандеровщиной будут выдвигаться антисоветчики, русофобы и откровенные власовцы – ничего хорошего не выйдет.
Как и сто лет назад, преградить путь фашизму могут только массы трудящихся, руководимые коммунистами. Сегодня для нас чрезвычайно важна действенная стратегия победы над безусловным злом неонацизма. Прежде всего, необходимо ясно указать, что такое фашизм, где его истоки, какова его питательная среда и как следует с ним покончить.
Грим для чудовища
Уважаемые товарищи! 22 апреля 2023 года на Международном Антифашистском форуме в Минске в Манифесте за объединение народов мира мы подчеркнули: “Нацизм стал прямым порождением кризиса капитализма. Он вырос из жажды крупного капитала сохранить власть над трудящимися любой ценой. В своих корыстных целях империалисты пошли по пути поддержки самых тёмных сил. Они привели к власти Гитлера, Муссолини, Франко и их идейных подельников. Из политических маргиналов нацисты превратились в вершителей судеб многих миллионов людей.
Народы мира не вправе забывать опыт борьбы с фашизмом... Тогда фашизм оказался сильнее. Это проложило дорогу к самой страшной войне в истории человечества. Были сделаны последние, решающие шаги к печам и газовым камерам Бухенвальда и Маутхаузена, Дахау и Собибора, Майданека и Освенцима”.
Буржуазные идеологи разных оттенков вот уже век пытаются запутать вопрос о фашизме, увести внимание от сути проблемы. В информационном и образовательном пространстве многих стран, особенно Запада, фашизм оценивают лишь как аномалию и «трагический вывих». Якобы дело лишь в поражении Германии в Первой мировой войне и унизительных условиях Версальского мира. Живучесть же фашизма идеологические жонглёры объясняют происками «тоталитарных режимов». Согласно их умопостроениям, все нелиберальные системы родственны и чужды демократии. Спекуляции на аналогиях между фашизмом и коммунизмом – важная часть пропагандистского багажа Запада.
Мы хорошо помним, как за считанные годы нацистские идеи овладели миллионами умов. Фашисты пришли к власти в таких непохожих странах, как Германия, Италия, Венгрия, Финляндия, Испания. Как же объясняют этот факт буржуазные идеологи? Ещё в 1939 году Американское философское общество провело симпозиум, где оценило фашизм как тоталитарную идеологию и «восстание против всей исторической цивилизации Запада».
Политолог Р. Мурстин настаивал на родстве социализма и фашизма. Его «аргумент» – однопартийная система в СССР и странах «коричневого» блока. Этот лукавый подход активно эксплуатировали в годы холодной войны. В 1952 году конференция в США характеризовала тоталитарные системы как «закрытые общества, в которых всё – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого центра».
В соответствии с заказом – очернять Советский Союз – к делу привлекли наиболее беспринципных авторов. В 1956 году Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили признаки тоталитаризма, объединяя фашизм и советский социализм.
Настольной для антикоммунистов стала и книга Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Скрывая предпосылки фашизма, он схоластически вывел существование «закрытого общества». К нему он огульно отнёс все нацистские и социалистические режимы и любые общества, основанные на коллективизме. Их чертами Поппер называл отсутствие свободы выбора, слепое подчинение законам, обычаям и запретам.
Основоположниками тоталитаризма Поппер называл… Платона, Гегеля и Маркса. Платон не угодил ему тем, что был якобы «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». А Гегель и Маркс, по его мнению, обосновали тоталитаризм XX века. Либерально-буржуазные демократии Поппер провозгласил «открытыми обществами», где царят разум и свобода, а человек осознаёт свою индивидуальность.
Другой «гуру» либерализма – Фридрих фон Хайек – заявлял, что коллективизм и централизованное планирование есть «дорога к рабству». Различия между коллективизмом, фашизмом и коммунизмом он провозглашал несущественными.
Сегодня данная линия получает своё продолжение. Такие персоны, как политолог из США Том Николс, называют фашизм идеологией, которая возвышает государство над личностью, «поклоняется военной мощи, ненавидит либеральную демократию и погрязает в ностальгии и исторических обидах».
Все эти построения – пропагандистские штампы. Они не выдерживают сколько-нибудь серьёзной научной критики.
Итак, что приписывается фашизму? Жёсткий полицейский контроль? Но лидером по числу заключённых являются Соединённые Штаты.
Однопартийная система? Стран с такой системой немало. Но и там, где многопартийность закреплена законом, десятки лет доминирует одна-две партии. Например, в Японии – это Либерально-демократическая партия, в США – Республиканская и Демократическая партии.
Подавление противников и оправдание войны? Так это и вовсе неотъемлемая черта всех классово разделённых обществ с глубокой древности.
После антисоветского переворота окружение Ельцина навязывало западные подходы и в России. Коммунистам и патриотам пытались навесить клеймо красно-коричневых. Для обоснования этой линии в 1995 году был подписан президентский Указ №310, якобы ради борьбы «с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма». Вскоре появилась “обрубленная” характеристика понятия «фашизм», где акцент делался на утверждении превосходства определённой нации или расы, на отрицании демократии, подавлении политических противников и инакомыслия.
Прозападная либеральная доктрина вошла в учебные программы и многие издания. Именно так трактует фашизм Энциклопедия социологии за 2009 год. Единый учебник истории России для 10-х классов 2023 года обходит определение фашизма. А в учебнике по всеобщей истории он оценён как «идейное течение и политическое движение, основанное на стремлении к максимальной консолидации нации с помощью полного подчинения общества диктаторскому государству».
Авторы подобных оценок выпячивают политические, культурные и прочие внешние признаки фашизма. Но они “упускают из вида” социальные и экономические факторы его появления. Подобные манипуляции призваны “наложить грим” на нацистское чудовище.
Социальные корни фашизма – вопрос далеко не только «академический». Генри Э. Тернер в книге «Фашизм и капитализм в Германии» подчёркивал: «Если верно широко распространённое мнение о том, что фашизм является продуктом капитализма, то подобную систему невозможно защитить».
Мы, коммунисты, никогда не согласимся с теми, кто игнорирует ключевой факт: фашизм есть порождение крупного капитала и выразитель его интересов. Мы обязаны решительно вскрывать любые попытки маскировки причин, порождающих нацистское зло. По мнению КПРФ, солидарность в этом вопросе – одно из принципиальных условий для создания любых союзов и коалиций с участием коммунистов.
Полный текст по ссылке: kprf.ru/party-live/cknews/226567.html
Орловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
302030, г.Орел, ул Московская, 78 (остановка магазин "Экран")
© КПРФ областное отделение. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта kprforel.ru , ссылка на источник обязательна.
Телефоны:
8 (4862) 55-00-45
8 (4862) 71-73-62