г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Нужна нам такая культура?

Нужна нам такая культура?

Посмотрела недавно старый советский мультфильм по пушкинской «Сказке о золотой рыбке». Материал сам по себе глубочайший: Пушкин – чрезвычайное явление русского духа, творчеством его крепится русская душа. Но и снят мультфильм великолепно – отличная преамбула, плавно переходящая в сюжет, красочная графика, напевная речь актёров, хорошо подобранная классическая музыка, а как интересны образы героев! Смотреть его даже взрослому – и размышление, и удовольствие. Как бы не осмеивали советскую культуру, как бы не стенали гонимые в советское время «творцы», подвергнутые прессу цензуры, для многих из нас советская культура по-прежнему является почти единственным восполнителем духовного кислорода. Сравнивая советское и постсоветское, мы отчётливо видим, что за двадцать с лишним лет в российской культуре, увы, не создано практически ничего, что можно было бы назвать явлением. Разве у наших режиссёров нет материала, иллюстрирующего красоту и богатство русской души, страны? Есть. Но не снимают.

Постсоветская Россия отказалась от собственного опыта развития ради вхождения в западную цивилизацию. Сегодня наше культурное пространство заполнено западным или американским продуктом. Воспитано целых полтора поколения людей, потребляющих чужеродное и не умеющих отличить жемчужное зерно от навозной кучи. Дельцы от искусства, «втюхивающие» массам ерунду, всё прекрасно понимают, но не ставят перед собой других задач, кроме личного обогащения. Особенно губительна эта ситуация для молодёжи, лишённой возможности приобщения к истинным ценностям. Развлекательная псевдокультура, транслируемая с телеэкрана и радиоэфира, не требует от человека переживания истинных основ и ценностей человеческой жизни, она скорее отвлекает от жизни, чем раскрывает ее смысл. Но тем не менее заполняет собой пространство, вытесняет истинную культуру как бесполезный сорняк и формирует отсутствие вкуса.

Мыслитель, писатель, знаток отечественной культуры В. Кожинов в своей статье «О главной основе отечественной культуры» с тревогой говорит об исчезновении … песни. Песня, в чём твёрдо убеждён Кожинов, есть жизненно необходимая составляющая духовного бытия России и средоточие русской культуры. Но есть песня как таковая – та, в которой живёт душа русского народа, которую пели и поют в радости и больших событиях, та, что помогла нам устоять и победить… И есть дешёвый шлягер-суррогат, исполняемый невероятно расплодившимися персонами, именующих себя певцами. Разница очевидна. Порой кажется, что шлягер из-за своего изобилия вытесняет истинную песню. Ведь если и поём, то всё те же песни нашего века, песни советских композиторов. А молодёжь вообще почти не поёт – не умеет, не знает песен, не испытывает потребности, поскольку она не прививалась.

Из художественных фильмов-«новоделов» сегодня практически нечего посмотреть. В тех, что есть, нас пытаются убедить, что русские – нация деградирующих алкоголиков. Иные киноработы и вовсе плевок в душу человеку, глумление над ценными или даже святыми для множества людей вещами. Чернуха и российское кино на Западе давно стали синонимами. Создание «чернушных» фильмов о России началось в 90-е, когда в Канны привезли фильм Каневского «Замри, умри, воскресни» про детей из шахтёрского городка 1947 года. Его появление связалось с объявленной в СССР гласностью, фильм утверждал новую «правду» о стране социализма и как бы отменял ту советскую правду, которая жила в «Балладе о солдате» или «Журавлях». Вскоре ушлый режиссер смекнул, что русская чернуха хорошо продается, и выдал ещё одну подобную ленту. Следом за этим пошли некрореализмы и постмодернизмы, которые не отражали ничего, кроме желания авторов самовыражаться всевозможными способами. Потом появились балабановы, звягинцевы, германики и прочие, с которыми четверть века прошла впустую для кинематографии. Ничего путного не сняли. Хотя тщатся. Сочинский «Кинотавр», несмотря на слухи о его скорой кончине, в этом июне вновь начал свою работу, его открыли новым фильмом Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи". Может, хоть Говорухин опомнился и стал снимать «для народа», а не ради кошелька?

Что ж, посмотрим и обсудим. Все дожившие до наших дней маститые кинорежиссеры думают лишь о том, как бы получше подзаработать к пенсии, и снимают не для народа, а для массы. Например, Рязанов, который в последние 15 лет «умер» в профессиональном плане и делает редкостную дрянь, которую невозможно смотреть, например, «Ключ от спальни» и т.п. А тут ещё пошла модная тенденция снимать римейки-продолжения известных фильмов, из чего обычно получается пустая и убогая пародия на оригинал. Ну, снял Рязанов «Карнавальную ночь-2» – и что? Не знаю ни одного человека, кому бы это понравилось. На вершине режиссёрского двуличия и продажности стоит, конечно же, Михалков, который в своем Бесогоне пафосно вопрошает: а много произведений, которые сегодня существуют в нашем искусстве, которые нам хочется увидеть, услышать или прочесть ещё раз?... Лживый, омерзительный и русофобский фильм «Утомлённые солнцем-2» не хочется смотреть и в первый раз, после него тысячи русских людей возненавидели самовлюбленного кинопотрошителя, фаворита Кремля. По делам узнаете их, не по словам!

А бесконечные сериалы, которые не блещут ни режиссурой, ни игрой актёров! Интеллектуальный уровень их героев, и, судя по всему, сценаристов порой ниже низшего предела. Юмор на уровне табуретки, примитивизм, американская тупость… Впрочем, попытка «натянуть» на Россию чужие лекала постоянно вступает в противоречие с чем-то нашим, коренным и неотменяемым. Нам, к счастью, в своём большинстве присущи критичность и здравый смысл, мы смеёмся над извращениями в области кино, культуры, языка, живописи, над эпатажным перфомансом… В России, например, с большим одобрением обсуждался нечаянный поступок уборщицы в дортмундском музее, стёршей во время уборки инсталляцию – «произведение искусства», застрахованное на 800 тыс. евро. Простая женщина приняла «искусство» за грязь и вычистила таз. Как тут не вспомнить Сальвадора Дали с его неоднозначными картинами, который сказал: «Если бы не было дураков, я не зарабатывал бы миллионы!».

Культура и искусство во все времена отражали высшую точку развития общества. Вся история русского народа – это бесконечная череда его коллективных усилий за установление правды и справедливости, братского (коллективистского) образа жизни. Русская духовная культура буквально пронизана этим жгучим мотивом установления правды не для избранных, а для народа, её призвание – облагораживание и совершенствование человека.  Нынешнюю массовую культуру создают не свободные художники, ищущие ответ на вечные вопросы жизни. Её делают ремесленники, чья цель продать свой товар как можно дороже. Чтобы привлечь к себе внимание публики, они делают свой продукт как можно более зрелищным и эпатажным и бесцеремонно используют человеческие инстинкты. Массовая культура далеко не безобидна: под её влиянием изменяется система ценностей, она ведёт к этической, эстетической и интеллектуальной деградации личности. Нужна ли она нам? Ответ на этот вопрос очевиден, но выбор каждый делает сам.


Елена Рощина

Обратная связь