г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Не насмешка ли это над здравым смыслом?

«Не может быть законов рязанских, псковских, калужских», — из этого мудрого изречения вождя революции В. И. Ленина выпала Орловщина. Вероятно, в 20-х годах прошлого века в Орловской области действовали российские законы. В последние двадцать лет федеральные законы в Орле «отдыхают».

Неисполнение федерального законодательства поясню на примере одного обращения к губернатору Орловской области.

За подписью губернатора Орловской области опубликовано постановление правительства Орловской области от 28 декабря 2018 года № 559 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 18 октября 2010 года № 365 «О едином социальном проездном билете в Орловской области». В соответствии с этим постановлением с 1 февраля 2019 года на территории Орловской области повышается стоимость единого социального проездного билета до 450 рублей, ограничивается количество поездок до 60, ограничивается срок пополнения (про­дления) проездного документа.

Группа председателей домовых комитетов и председателей советов многоквартирных домов в количестве 26 человек обратилась к губернатору А. Клычкову с открытым письмом, которое было опубликовано в газете «Орловская Искра» 1 февраля 2019 года. В своем обращении председатели советов многоквартирных домов, которые представляют 500—700 жителей нашего города, просили отменить данное постановление правительства Орловской области.

Нами был получен ответ № 929 от 21.02.2019 года, подписанный заместителем руководителя департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области А. А. Васильевым.

В связи с этим сразу надо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 10 Закона «О работе с обращениями граждан в РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. В данном случае ответ на обращение к губернатору пописал чиновник, А. А. Васильев, не имеющий полномочий на исполнение обязанностей губернатора.

Но главное — по существу обращения не даны ответы на вопросы о нарушении положений Федерального Закона № 122, Закона «О ветеранах», об ограничении льгот федеральных льготников, о противоречии постановления правительства Орловской области позиции Конституционного суда РФ.
Департамент строительства, транспорта, ЖКХ вообще не имеет полномочий рассматривать вопросы льгот и оказания мер социальной защиты.

Таким образом, в одном ответе имеются нарушения закона «О работе с обращениями граждан в РФ» и постановления правительства Орловской области о полномочиях департамента строительства и ЖКХ.
В 2004 году Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122 заменил понятие льготы на компенсации. Закон предполагал решение задач конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благополучия граждан. «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской», — говорится в его преамбуле.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах» установил льготный проезд ветеранам и приравненным к ним гражданам на всей территории Российской федерации. ФЗ № 122 определил предоставление мер социальной поддержки расходными обязательствами субъектов РФ. Орловская область свои расходные обязательства распространила на льготников и установила стоимость проезда в размере 350 рублей, что является нарушением закона «О ветеранах» и Федерального закона № 122.

Повышение стоимости ЕСПБ департамент строительства и ЖКХ обосновывает повышением стоимости топлива и запасных частей для автотранспорта. За прошедшие 20 лет правительство Орловской области так и не добилось построения социально ориентированной рыночной экономики в Орловской области. Отсутствие средств в региональном бюджете не может служить оправданием опустошения карманов населения. В результате бездарного управления областью исчезла вся промышленность. В 60—70-х годах прошлого века промышленность в Орле создавалась трудом старшего поколения.

Нынешняя власть, развалив всю промышленность, старается пополнить бюджет из кармана стариков и «детей вой­ны». Стабильно растут налоги, сборы и прочие платежи. За бездарную работу правительства Орловской области вынуждены расплачиваться жители Орла, в том числе и льготники.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах» в качестве государственной политики в отношении ветеранов предусматривает выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. Об этом говорит и определение Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ рассматривал применение положений Федерального закона № 122 в отношении реабилитированных лиц. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 353, ответственность за соблюдение признанных государством обязательств перед жертвами политических репрессий, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, возлагается на Российскую Федерацию и ее субъекты, которые, по смыслу положений преамбулы и части второй статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, должны совместно обеспечивать сохранение объема бюджетного финансирования мер социальной поддержки этих лиц на уровне, сопоставимом со сложившимся по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Предполагаю, что представительство Орловской области в Москве вовремя не подало заявку в правительство РФ на компенсацию мер социальной защиты федеральных льготников. Чиновники, видимо, постеснялись обратиться по «пустякам» в правительство страны. Тогда зачем тратить многие миллионы орловского бюджета на содержание представительства в Москве?

Закон № 122 установил, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях закона № 122, субъекты РФ и муниципальные образования должны: «…При замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан…

Нормы настоящего Федерального закона (ФЗ № 122) должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина».

Ни одно из этих требований закона не было выполнено в Орловской области. В нарушение федерального закона денежные компенсации взамен льгот оказались в несколько раз ниже. Кроме того был введен платный единый социальный проездной билет. Этого оказалось нашим чиновникам мало — впоследствии стоимость проездного билета увеличилась.

Ограничивается количество поездок до 60 в месяц. Маршруты движения пассажирского транспорта в городе Орле составлены так, что без пересадок трудно доехать до нужного места. Ограничение количества поездок является нарушением статьи 27 Конституции РФ. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться…

«Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека» (Постановление КС РФ от 04.04.1996 № 9-П*(266)).

В своем ответе А. А. Васильев обосновывает ограничение количества поездок в месяц приказом Росстата от 22.09.2017 года № 621. Такое обоснование неправомерно. Пункт 3 приказа № 621 устанавливает методику определения пассажиропотока через количество поездок для учета статистических данных о работе пассажирского автомобильного транспорта. Этот же пункт приказа устанавливает, что предлагаемое для расчетов среднее количество поездок не может быть использовано для финансовых расчетов. Правительство Орловской области неправомерно применило приказ Росстата для ограничения количества поездок.

На основании приказа Росстата правительство Орловской области отменило положение Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона № 122. Областные чиновники не читали статью 3 Гражданского кодекса РФ, которая определяет иерархию нормативно-правовых актов.

Ограничены сроки пополнения стоимости и продления сроков действия ЕСПБ — за один день до окончания срока действия проездного билета. Я не могу себе представить, как льготники с календарем в руках сидят на даче или в далекой деревне и думают только о том, как бы не пропустить единственный день, когда можно продлить действие проездного документа. Для продления срока действия нужно ехать в ближайшее отделение сбербанка за дополнительную плату.

Правительство Орловской области превысило свои полномочия и ограничило меры социальной поддержки федеральных льготников, которые также пользуются единым социальным проездным билетом:
— инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, погибших в Великой Отечественной войне;
— ветеранов боевых действий;
— несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны;
— инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
— лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России».
И других федеральных льготников из списка № 2 постановления правительства Орловской области от 18.10.2010 года № 365.

Статья 7 Конституции РФ утверждает Российскую Федерацию как социальное государство. Но получается, что, к сожалению, это положение Конституции РФ не распространяется на Орловскую область?

Словом, в результате рассмотрения коллективного обращения нарушены следующие законы:
— «О работе с обращениями граждан»;
— «О ветеранах»;
— Федеральный закон № 122;
— статья 7 Конституции РФ;
— неправомерно применен приказ Росстата № 621;

Кроме того, проигнорировано определение Конституционного суда РФ.
Примерно в то же время на сайте правительства Орловской области появилось другое постановление правительства Орловской области от 30 января 2919 года № 44 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 года № 479 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области».
В приложении № 6 к данному постановлению — «Цели и задачи государственной программы» — читаем:

«Целями государственной программы являются:

1. Повышение уровня и качества жизни нуждающихся в социальной поддержке жителей Орловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, пособия и компенсации в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
2. Обеспечение доступности и повышение качества социального обслуживания населения».
После сравнения этих двух постановлений возникают вопрос: не является ли это издевательством над здравым смыслом?

В день передачи статьи в газету получил ответ областной прокуратуры: мое обращение направлено в департамент строительства и ЖКХ Орловской области. Видимо, в прокуратуре Орловской области тоже не знакомы с законом «О работе с обращениями граждан». Только этим можно объяснить тот факт, что обращение с жалобой на действия департамента направлено на рассмотрение того же департамента.

Ситуацию вокруг ЕСПБ анализировал
Рафаил Исламгазин.

 

Пресс-служба Орловского обкома КПРФ.

 

Обратная связь