г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Мусорный тупик или Мечты реформаторов

В Орле снова разгребают мусорные завалы: работают мощные манипуляторы, в опасной близости от ограждений контейнерных площадок маневрируют громоздкие мусоровозы. Будничная картина: накопили — разгребаем. Система работает по своему графику, как удобно ей, а не так, как всем нам бы хотелось. И, увы, не только в Орле.

Депутаты Орловского городского Совета не раз приводили положительные примеры мусорной реформы из опыта Петербурга. Но если сравнить «мусорную» ситуацию в Орле с состоянием дел в другом, сопоставимым по своим характеристикам городе России, то придется признать, что мусорная реформа буксует везде. А ведь 2024 год — это уже пятый год реформы, которая поддерживается в том числе и федеральными деньгами в рамках проекта под названием «Комплексная система обращения с ТКО». И к началу нынешнего года на этот проект было потрачено более 90 миллиардов федеральных рублей.
Если проанализировать все, что говорят и пишут специалисты в этой области, в том числе и орловские, то можно выделить основные провалы реформы.

Первая проблема наглядно проявляется и в нашем городе: нехватка контейнерных площадок и специальной техники. Об этом наша газета писала не раз. А вот общероссийские цифры, подтверждающие тенденцию: из необходимых полутора миллионов площадок фактически действует 900 тысяч, а из 20 тысяч мусоровозов, которые должны обслуживать эти полтора миллиона мест сбора ТКО, по нашим городам ездят только 18 тысяч.

Вторая заноза — это предприятия по переработке отходов. Важный пункт, если учесть, что одной из главных целей реформы было сокращение количества мусорных полигонов, где отходы просто захоранивают. Большая же их часть должна перерабатывается — в этом заключалась главная идеологическая составляющая всего проекта.

И что же? Из более чем 800 предприятий переработки, которые должны были быть введены в строй за десять лет, пока принимают ТКО только 250 — явное отставание. При этом ни одного мусоросжигающего завода так и не появилось. Хотя планировалось как минимум пять таких предприятий ввести в строй в течение тех же 10 лет. И как результат, в том числе и орловский: мусорные полигоны стремительно исчерпывают свои возможности, а сортировка мусора — ее темпы и качество — оставляют желать лучшего.

В 26 регионах срочно требуется построить 38 современных мусорных полигонов. Таковы данные Минприроды. Это значит, что главная цель реформы — массовая переработка мусора по–прежнему остается лишь мечтой реформаторов.

Еще один итог — появление 180 региональных операторов, которых некоторые специалисты называют дополнительным отрядом монополистов в российской экономике. «Сидят на тарифе», занимаются вывозом и не заинтересованы в увеличении качества и количества переработки мусора — так, например, характеризует деятельность большинства регоператоров «Парламентская газета».

Многочисленные отчеты орловской «Зеленой рощи» перед депутатами городского Совета отчасти подтверждают этот общефедеральный вывод. Ведь о чем прежде всего говорят представители «Зеленой рощи» в ответ на обвинения в мусорном коллапсе? О том, что «тариф не резиновый» и что регоператор при каждом кризисе занимается поиском дополнительной техники для вывоза перенакопившихся отходов.
«Выросла плата за вывоз мусора, и часто она непрозрачна. Во многих случаях в судах было доказано, что нормативы завышены. Кроме того, потребители не могут оспорить договор, провести сверку, реально ли вывезено столько мусора, за сколько заплачено», — пишет «Парламентская газета».

Специалисты считают, что раз уж главной целью реформы является переработка, то и оценка деятельности регоператоров должна оцениваться по этим показателям. И такие примеры, когда региональные операторы занимаются переработкой или активно способствуют ей, в стране есть, хотя они и единичные.

Иными словами, свои доходы регоператоры должны получать главным образом от переработки ТКО, а не от тарифа на вывоз мусора, который зачастую повышается в интересах самих регоператоров, аффилированных с региональными властями.

Но даже с этими самыми тарифами не все гладко. Ведь переработка отходов напрямую связана с такой проблемой как раздельный сбор мусора в местах его первичного накопления. А это значит, что нужны не только контейнеры разных цветов, но и контроль за сбором, то есть видеокамеры на всех контейнерных площадках. А это деньги, и немалые. В Орле, например, местные власти так и не смогли реализовать это настоятельное требование депутатов городского Совета из-за хронического безденежья.

А в тариф, которым руководствуется тот же регоператор, эти затраты не заложены. Заложи их — и тариф взлетит до небес, тогда как по закону его рост не может превышать 4 процента в год.
С другой стороны, зафиксировать нарушение — одно, а взыскать штраф — другое. Кто будет штрафовать, на какую сумму? Этот вопрос не раз звучал из уст специалистов администрации города Орла, когда на заседаниях комитета горсовета по проблемам ЖКХ заходила речь об ответственности за незаконное складирование строительных отходов на контейнерных площадках.

Об обязанности же горожан выбрасывать отходы строго по сортам в действующем законодательстве и вовсе нет никаких прямых установок. Где прописано, что бросить мусор не в тот контейнер — это нарушение? Раздельный сбор мусора — это пока всего лишь предложение, тогда как мусорная реформа — уже экономический проект, для которого одного желания участников мало.

Андрей Грядунов.

 

Обратная связь