г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Можно ли и нужно ли спасти МУП ТТП?

В продолжение статьи «Подыхай?» в газете «Орловская искра» №46 от 29.11.19 г.

Любому мало-мальски экономически грамотному и заинтересованному горожанину, наверное, понятно, что муниципальный пассажирский транспорт в Орле погибает из-за недобросовестной конкуренции со стороны частных «маршруток». Они в большинстве своем нарушают условия заключенных контрактов, практически не выходят на линию в неприбыльное время раннего утра и вечерние часы после 20.00, не работают на невыгодных маршрутах, используют «серые» схемы заработных плат, уплаты налогов. При этом безопасность движения и культура обслуживания — не соблюдаются, о чём много пишут местные СМИ. Но городская администрация контракты с нарушителями не расторгает, тем самым, вольно или невольно, поощряя нарушителей закона, создавая неуправляемость. А штрафные санкции не работают из-за их ничтожности (таковы федеральные законы).

С другой стороны, Орловский городской Совет народных депутатов устанавливает тарифы на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованных. Как утверждают частные перевозчики, именно по этой причине их автобусы не выходят на линию в ранние утренние часы и после 20.00, тем самым не выполняя контракты. И недавний пример с орловским мэром, не дождавшимся вечером частных маршрутных автобусов и расписавшимся в своем бессилии, ярко и наглядно такой вывод подтверждает.

К примеру, с 01.01.17 г. по 31.12.18 года Советом народных депутатов был установлен средний тариф 12 руб. 33 коп. с учетом льгот, а себестоимость сложилась 21 руб. 35 коп. Таким образом, финансовые потери (убытки) только МУП ТТП за два года составила 85,4 млн. руб.! Кроме того, областной бюджет задолжал предприятию более 97 млн. руб. Для сравнения: вся кредиторская задолженность МУП ТТП на сегодня составляет 75 млн. руб., в том числе за электроэнергию — 57 млн. руб., а содержание визитной карточки г. Орла — речных трамваев — стоит всего лишь 3 млн. руб. в год!

Но есть ли право у органов местного самоуправления г. Орла принимать такие решения, которые ведут к уничтожению муниципальной собственности, которая создавалась трудом не одного поколения, нашими отцами и дедами? На сегодня остаточная бухгалтерская стоимость имущества МУП ТТП составляет всего лишь 119 млн. руб., а чтобы весь этот комплекс восстановить заново, потребуется уже десяток миллиардов.

Из анализа финансово-хозяйственной деятельности МУП ТТП хорошо видно, что в последние годы нарастающим темпом идет недофинансирование из бюджетов города и области льготного проезда пассажиров и убытков из-за разницы тарифов и себестоимости перевозок. Тем временем подвижной состав стареет, выходит из строя, а это вновь влечёт за собой снижение собственных доходов и увеличение убытков. Замкнутый круг! Водители увольняются из-за низкой зарплаты: сегодня не хватает 31 водителя трамвая и 58 водителей троллейбусов. Дело идет к тому, что самый надежный, безо­пасный, исполняющий график движения, экологически чистый транспорт в Орле исчезнет. Зато загазованность и пробки на улицах усугубятся. Так постепенно наш город без электротранспорта, речных трамваев, современных больших комфортабельных автобусов превращается в ущербный провинциальный городишко третьесортной страны.

С таким управлением муниципальные предприятия безусловно погибнут, а частник, используя незаконные приемы конкуренции, приспособится, и власти будет просто некуда деться, как это бывает часто при капитализме.

На мой взгляд, всё это продолжается из-за безответственности, безнаказанности и непрофессионализма, а иногда и лично эгоистических интересов некоторых чиновников и депутатов. Уничтожили муниципальный автобусный парк ПАТП-1 с очень хорошей производственной и социально-бытовой базой, которая отсутствует у частных перевозчиков, а наши дворовые территории превратились зачастую в их стоянки и ремонтные мастерские. Не нашлось в бюджете города и области 63 млн. руб., чтобы вывести его из банкротства и сохранить в муниципальной собственности. А сегодня, чтобы воссоздать такое предприятие, нужен уже не один миллиард рублей. И никто из чиновников или депутатов за такое «управление» не ответил. Отдуваться пришлось тысяче тружеников предприятия, потерявших работу.

Нам всё время говорят: нет денег в бюджетах города и области. Отчасти это верно, ибо не работают крупные заводы, колхозы, совхозы, много предприятий и организаций разрушено. Но в стране, несмотря на, прямо скажем, негодную экономическую политику, деньги пока ещё есть — от продажи сырья, нефти, газа, металлов и даже зерна. Ударными темпами, как раньше говорили, укладывается тротуарная плитка, строятся фонтаны, реконструируются парки. Всё это, безусловно, хорошо и красиво, но создаётся впечатление, что идет «пир во время чумы», словно избирателям пускается пыль в глаза, будто власть не покладая рук работает на благо народа, чтобы тот непременно на очередных выборах проголосовал за неё.

Понятно, что выделяемые Москвой деньги, наверное, трудно перераспределить в пользу решения более острых проблем в городе и области, так как любые перераспределения считаются нецелевым использованием бюджетных средств. Но примечательно, что за годы, когда большинство в горсовете было за КПРФ, местные власти куда лучше защищали муниципальную собственность от раздербанивания, ни одного МУПа не исчезло, а тарифы на проезд в общественном транспорте были существенно ниже…

Теперь, как известно, большинство депутатов представляет партию «Единая Россия».
Но даже при всём том достойной альтернативы электрическому общественному транспорту пока нет. Так почему бы не начать хотя бы с того, что можно сделать сегодня? К примеру:

1) Подать иск в суд на администрацию области о возврате долга в 97 млн. руб. и на администрацию города Орла по имеющимся долгам. И не отзывать их под нажимом чиновников от администраций.

2) При получении денег за долги укомплектовать водителями все годные трамваи и троллейбусы, а на это требуется около сотни человек. При этом поднять зарплату до соответствующего уровня по отрасли. При необходимости организовать подготовку недостающих кадров на предприятии.

3) По мере заполнения маршрутной сети электрическим транспортом соразмерно сокращать количество «маршруток», прежде всего, не выполняющих условия контрактов.

4) Областному и городскому Советам народных депутатов вый­ти с законодательной инициативой в правительство России в Госдуму о снятии налога на прибыль, НДС с предприятий электротранспорта как экологически чистого.

5) Сделать прозрачную систему ЕТК.

6) Войти в Федеральную программу развития электрического транспорта.

7) Провести в городе акцию по добровольным взносам на развитие электротранспорта.

8) Почему бы прокурору от имени граждан города Орла не выступить с предостережением или иском к администрациям города и области по действиям и бездействию, приводящих МУП ТТП к преднамеренному банкротству.

9) В дальнейшем органам местного самоуправления обеспечивать финансирование электротранспорта с учетом его безубыточности и планового обновления и развития.

И в заключение. Мы за последние почти 30 лет после свержения Советской власти уже свыклись с тем, что уничтожены десятки тысяч промышленных предприятий, колхозов и совхозов и многое другое, но всё это сделано как бы в духе современного законодательства РФ. Но муниципальное предприятие пассажирских перевозок при политической воле муниципальной власти и горожан должно жить и развиваться. Кстати, во многих городах нашей страны — в соседних Брянске, Липецке, Воронеже, не говоря уже о Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, да и в других странах мира муниципальный транспорт и, прежде всего, электрический активно развивается. Вот с кого нам надо брать пример.

В. В. Васильев.

 

Обратная связь