г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Говорим о качестве — подразумеваем кризис?

В Орловской области, как в свое время и в других городах России, прошел очередной этап НИКО — национального исследования качества образования. Знания шестиклассников и восьмиклассников оценивались с помощью тестовой интерактивной компьютерной системы — анонимно, выборочно, на основании специально разработанных методик. Официальные итоги тестирования неизвестны. Но вот о некоторых результатах реформ в сфере образования уже говорить можно.

Итак, Рособрнадзор констатирует, что каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы. Примерно столько же — 30 процентов школ — являются «слабыми», то есть плохо учат своих учеников. Можно встретить даже такое экспертное мнение: «Не завышай преподаватели оценки по обязательным предметам — по русскому и математике, до четверти выпускников школы не получили бы аттестатов».

Правда, Институт развития образования ВШЭ (Высшей школы экономики), тот самый, который, как считают многие, является чуть ли не главным идеологом нынешних образовательных реформ, ставит под сомнение данные Рособранадзора, ссылаясь при этом на успешную сдачу ЕГЭ выпускниками последних лет. Но что такое ЕГЭ и как менялись критерии оценки его результатов год от года, мы хорошо помним.

РИА «Новости» опубликовали мнение экспертов, которые в голос говорят о том, что одной из главных причин упадка качества образования в России является нехватка квалифицированных педагогических кадров.

«За последние 10—15 лет фактически пошел процесс ликвидации региональных педагогических вузов, — цитирует агентство слова руководителя Всероссийского фонда образования, сопредседателя движения «Образование для всех» С. Комкова. — Сегодня поставлена задача вернуть назад систему региональных педагогических вузов, потому что в регионах очень ощущается нехватка квалифицированных учителей… ».

В 2019 году, например, количество стареющих преподавателей предпенсионного возраста, составляло 11—13%. Это много. Но как привлечь молодежь в школу? В регионах средняя зарплата учителя составляет 15—30 тыс. рублей в месяц. В Орловской области, например, учителя лишь недавно добились от областной власти пересмотра базовой ставки, по которой рассчитываются их оклады. Эта ставка не повышалась в регионе со времен губернатора Козлова.

А вот мнение научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» А. Адамского, которого цитирует «Газета.Ru»: «В современной системе образования наблюдается настоящий парадокс — увеличение объемов финансирования приводит к негативному результату. Это видно по тому, как администрируют указ президента о заработной плате учителей. Деньги выделены огромные, а психологический климат в учительском сообществе становится только хуже. А все потому, что на фоне постоянно растущей нагрузки финансовая мотивация оказывается недостаточной и недовольство властью только растет».

По мнению Адамского, за последние три года из сферы школьного образования полностью исчезла управляемость, так как государство значительно отстранилось от позиции ее регулятора.
«Из-за этого в принципе исчезла общая система оплаты труда учителей. Ее по факту просто нет — у нас как минимум три действующих алгоритма выплат, однако не действует ни один. Сначала была погоня за средней зарплатой, потом началась погоня за нагрузкой, и в итоге ни о каком значении системы оплаты труда как механизме качества образования, мотивации учителей у нас не идет речи. Надо сначала условия создавать, а потом ставить задачи», — подчеркивает эксперт.

Между тем президент страны требует возвращения в школу «воспитания личности». Без учителя это немыслимо. Ведь даже говорить ребенок не сможет научиться, если не наблюдает за движением губ обучающего взрослого. Тем более пример наставника, непосредственное влияние его личности необходимы детям для интеллектуального и нравственного развития. Но большинство из тех, кто сегодня поступает на педагогические специальности в вузы, как показывают результаты социологических опросов, не собираются связывать свою профессиональную жизнь со школой. И это уже диагноз для всей нашей системы образования.

Андрей Грядунов.

 

Обратная связь