г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Г.А. Зюганов: Нам нужен бюджет Победы!

Проект федерального бюджета, который Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 24 октября, подготовлен правительством в беспрецедентно сложных условиях. Это условия войны на уничтожение, объявленной нам Западом во главе с англосаксонскими глобалистами. Вдохновители этой войны не останавливаются ни перед чем в своем стремлении уничтожить Россию, вставшую на пути к их цели колониального порабощения планеты.

Это о них говорил президент В.В. Путин на прошедшем в сентябре          в Питере X Международном форуме объединенных культур. Обращаясь к     его участникам, он подчеркнул: многие современные политики самого высокого ранга полностью утратили нравственные границы. И нарушают табу, которые сохранялись даже в самые напряженные моменты «холодной войны».

  Столкнувшись с историческим вызовом, который бросает нам поднятый Западом на знамёна натовский фашизм, мы обязаны глубоко осознать: без мощного социально-экономического фундамента и щита трудно рассчитывать на стремительное и успешное решение задач на передовой. А для того, чтобы такой щит создать, необходимо полностью отринуть разрушительное наследие «лихих 90-х». И это самым прямым образом касается бюджета страны, от которого зависит финансовая основа её сохранения, развития и побед.

                           Задачи экономического фронта

  В конце августа в Совхозе имени Ленина наша партия провела IV Международный экономический форум. Он рассмотрел ключевые проблемы страны и был направлен на их решение на основе социально-экономической программы КПРФ. 

          Там мы вновь напомнили, что победную политику можно выстроить только при условии ясного осознания, что Россия сегодня воюет на двух фронтах. На том, где развернулось наше сражение с нацизмом и его американскими вдохновителями. И на фронте социально-экономическом, где мы обязаны одолеть недуги вымирания, массовой бедности, технологического отставания, кадровой деградации и коррупции. Недуги, которые достались нам в наследство от гобачёвско-ельцинского предательства и тех, кто подло громил нашу Державу. Победы на обоих этих фронтах тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой.  

  В прошлом году перед рассмотрением бюджетного проекта наша команда подготовила двенадцать важнейших социально-экономических законов и бюджет развития. Достойно выступали, излагая позицию партии, наши депутаты – Ю.В. Афонин, Д.Г. Новиков, В.И. Кашин, Н.В. Коломейцев, Н.В. Арефьев, Н.М. Харитонов, Н.А. Останина, О.Н. Смолин, А.В. Куринный, М.В. Щапов и другие. Но в итоге при утверждении бюджета большая часть предложений КПРФ была проигнорирована. А уже через три месяца, в конце февраля, президент Путин, выступая с Посланием, сказал, что его надо скорректировать в сторону увеличения на 7 триллионов. Это полностью подтвердило правоту партии.

  В нынешнем проекте бюджета на 2025 - 2027 годы по ряду важных направлений сделан шаг в сторону наших требований, с учётом ключевых задач, стоящих перед страной. И в первую очередь мы не можем не выразить понимание и поддержку существенного увеличения расходов на оборону и безопасность. Это тот рост расходов, который нам кровно необходим в сражении с противниками, бросившими России смертельный вызов.

   Но от этого не становится менее значимой необходимость максимально сбалансировать бюджет для достойного обеспечения расходов на экономическое развитие, социальную сферу и сбережение народа. На повышение качества здравоохранения и образования. На укрепление отечественной науки и технологический прорыв. На поддержку национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это те важнейшие задачи, которые сформулированы в послании и в стратегических указах президента. И все, кто работает над формированием бюджета, обязаны добиваться того, чтобы он этим задачам максимально соответствовал. Однако, к сожалению, мы не можем назвать внесённый в Думу проект по-настоящему отвечающим духу, требованиям времени, тем угрозам, которые стоят за плечами у каждого.

  Серьёзная оценка бюджета невозможна без анализа основных макроэкономических показателей, которые, в конечном счёте, определяют его параметры. Главный среди этих показателей – темпы роста ВВП страны. В сопровождающем проект прогнозе развития сказано: по итогам нынешнего года ВВП вырастет на 3,9% процента, что даже выше сегодняшних среднемировых значений. Но уже в 2025 году рост замедлится до 2,5%. И до конца прогнозируемого трёхлетнего периода не достигнет уровня 2024 года.

  Это прямо противоречит целям, заявленным в президентском послании и в указах главы государства, один из ключевых ориентиров которых – рост экономики на уровне не ниже мировых. Мы вновь скатываемся к отставанию, преодоление которого было названо важнейшей стратегической целью нашего государства.        

  Безусловно положительным и чрезвычайно важным является рост инвестиций на 10%, которого правительство ожидает в 2025 году. Но и он, согласно прогнозу, в последующие два года снова начнёт замедляться.

  Нездоровым экономическим симптомом безусловно является и то, что импорт у нас по-прежнему будет по темпам роста опережать экспорт. Что явно не соответствует другой важнейшей задаче, сформулированной руководством страны – ускоренному импортозамещению.

  Увы, не вызывают большого доверия и заложенные в бюджетном прогнозе показатели инфляции. На фоне роста цен на 7,3% в текущем году прогнозируется, что в 2025-м они увеличатся на 4,5%, а в следующие два года будут расти на 4%. В то время как экономисты делают практически единодушный вывод: реальное подорожание важнейших товаров исчисляется 20-30 процентами за год. И в течение очередной трёхлетки наверняка останется таким же.

  Нельзя не обратить внимание и на то, что в течение всего трёхлетнего периода ожидается существенное снижение темпов роста фонда заработной платы. В результате чего доходы трудящихся будут обесцениваться под влиянием инфляции – даже официальной.

  Отрадно, что в целом расходы бюджета вырастают в следующем году по сравнению с нынешним более чем на два триллиона рублей – до 41,5.         И на 2025 год обещан хотя бы небольшой рост доходов бюджета относительно ВВП – до 18,8% против 18,4% в 2024-м. Что является обнадёживающим фактом финансовой политики. Однако в прогнозе на 2026 год этот показатель вновь снижается до 18,1% и уже отстаёт от года текущего. А в 2027-м он падает до 17,4%.

   Мы снова возвращаемся к плачевной ситуации, когда богатства страны, её потенциал всё меньше аккумулируются в государственном бюджете. Потому что огромная их часть по-прежнему оседает в карманах алчной олигархии, а не служит нашей победе, нашему успешному развитию и достойной жизни граждан.

   Мириться с этим в нынешней обстановке мы не вправе. У страны сегодня нет более важных задач, чем те, которые решаются исключительно за счёт бюджетных средств. У нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы наращивать их гораздо более высокими темпами. Это одна из ключевых задач с точки зрения национальных интересов. И её недопустимо приносить в жертву интересам олигархии.

  Из представленного прогноза следует, что доля нефтегазовых доходов бюджета, составляющая в нынешнем году 31%, снизится в 2025-м до         27%, в 2026-м – до 25%, а в 2027-м – до 23%. Причины этого очевидны.       Главная из них – враждебные санкции, которые служат оружием экономического удушения России. До 2022 года на нашу долю приходилось 47% угля, от 40% до 45% газа и 27% нефти, которые импортировал Евросоюз. В прошлом году эта доля в европейском импорте газа сократилась до 15%, доля нефти - до 4%, а поставки угля в европейском направлении упали практически до нуля. Нынешние объемы нашей торговли сырьём с Европой сопоставимы с уровнем 50-летней давности, когда СССР проложил туда первые газопроводы. 

  В такой ситуации все несырьевые отрасли необходимо с удвоенной силой мобилизовать на поступательное развитие.

  Но пока наша экономика остаётся ориентированной на сырьевую модель. А дать ей настоящий толчок, вывести страну на новый уровень опережающего развития, обеспечить нам конкурентоспособность и полноценное импортозамещение может только переход на высокотехнологический путь роста. Но он невозможен без принципиального пересмотра социально-экономического курса, который формировался три десятилетия назад и подгонялся под обслуживание американского глобализма. А не под экономику подлинно суверенной великой Державы. И без решения этого главного вопроса снова стать такой Державой невозможно.

   Специалисты давно констатируют: наш бюджет минимум на две трети формируется не за счет реальной экономики, а за счет налога на добавленную стоимость, налоговых надбавок на экспортируемую продукцию, увеличения тарифов и штрафов. К сожалению, эта давняя тенденция даёт о себе знать и в проекте бюджета на следующий трёхлетний период.

   Так, прилагаемая к проекту пояснительная записка обещает существенный рост тарифов ЖКХ. Тарифы на газ со следующего года проиндексируют на 10,3%, на электроэнергию – на 12,6%. Это ещё один источник дополнительных доходов, который правительство находит в карманах граждан.

  Такие принципы формирования бюджета, увы, оказываются неизбежными, если не решается задача достижения уверенного экономического роста и обеспечения социальной справедливости.        

                      Советский баланс и сегодняшние ошибки

  Наиболее ясное понимание динамики, структуры и целевой направленности государственных расходов даёт анализ 14-ти разделов бюджетной классификации.

Мы надеемся, что существенный рост расходов по таким разделам как «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» направлен на решение самых насущных задач, которые время поставило перед нами. Но, при всех особенностях и объективных сложностях сегодняшнего дня, необходимо добиваться того, чтобы их решению соответствовало и финансирование других разделов бюджета. От этого зависит день завтрашний. То, каким окажется будущее страны.

   Наши противники упрекают представленный бюджетный проект в том, что здесь якобы слишком велика доля расходов на оборону и безопасность. И сопровождают эти упрёки лживой байкой, будто Советский Союз рухнул под грузом непомерных военных расходов. Но правда состоит в том, что причины разрушения СССР носили не экономический, а сугубо политический характер. И состояли в предательстве перерожденцев, дорвавшихся до вершин власти. А до тех пор, пока страна не отступила от подлинно советских принципов, ей неизменно удавалось соблюдать баланс между неизбежными расходами на обеспечение надёжной обороноспособности и постоянным ростом расходов культурных, медицинских, образовательных и научных.

  Вот почему Советская Держава непрерывно наращивала экономику, опираясь на высокотехнологичное производство. Вот почему она даже во время Великой Отечественной войны направляла до 17% бюджета в сферу образования. А в первые послевоенные годы расходовала пятую их часть на школы, вузы и передовую науку. Вот почему она смогла в кратчайшие сроки восполнить гигантские демографические потери, понесённые Советским Союзом в сражении с фашизмом. И уже через полтора десятилетия после той страшной войны первой в мире отправила своего сына - Ю.А. Гагарина в легендарный космический полёт.

  Это выдающийся пример, на котором следует учиться управлять экономикой и государственными финансами сегодня. Только тогда удастся избежать таких издержек, которые наблюдаются в нынешнем проекте бюджета и в запланированном финансировании гражданских разделов.

  Мы не можем оправдать низкий, отстающий даже от официальной инфляции рост расходов на национальную экономику - на 3% в 2025 году. И тем более – их снижение на 4% в 2027-м по сравнению с 2026-м. Общий рост расходов по столь важному разделу, который за предстоящую трёхлетку составит 12%, будет нейтрализован инфляцией, вырастающей, даже согласно официальному прогнозу, за те же три года ещё более существенно. Но без решения насущных проблем в области экономики невозможно решить ни одну другую проблему, стоящую перед страной.

  Говоря об этом, нельзя не отметить с особой тревогой и недоумением снижение на 36,5% финансирования государственной программы развития сельского хозяйства. В реальном выражении, с учётом инфляции, она потеряет 40% средств. А в 2026-2027 гг. незначительный рост её финансирования окажется лишь номинальным. Фактически же он будет отсутствовать благодаря той же инфляции.

  Нужно отдельно подчеркнуть, что в рамках этой программы на международную кооперацию и экспорт нашей сельхозпродукции за рубеж выделяется вдвое больше средств, чем на технологическое обеспечение продовольственной безопасности внутри страны. Что тоже нельзя считать нормальным.

  На развитие рыбохозяйственного комплекса в 2025 году заложено 22 миллиарда рублей, в 2026-м уже только 20, а в 2027-м - лишь 18 миллиардов. Благодаря такому подходу Россия, имеющая колоссальные возможности для обеспечения своих граждан рыбной продукцией, завозит её из других стран. Импортируя при этом рыбу далеко не лучшего качества.      

  Говоря об экономической политике, нельзя обойти вниманием ещё     одно тревожное обстоятельство: межбюджетные трансферты, от которых зависит поддержка регионов, в 2025 году снижаются с учётом инфляции. А в 2026-м падают даже в номинальном выражении

  Мы неоднократно признавали: правительство Мишустина более системно и работоспособно, чем предыдущее. Его профессиональный уровень выше. Но и оно пока что не выбралось окончательно из старой колеи. Не сойдя с неё, невозможно обеспечивать темпы экономического развития на уровне мировых. И это подтверждается тем, что динамику роста, достигнутую в прошлом году, мы начали терять уже в нынешнем.

  Одной из главных причин такой ситуации является не отвечающая подлинным национальным интересам финансовая политика. Ключевая банковская ставка, устанавливаемая Центробанком и достигшая в сентябре 19%, у нас почти в 4 раза выше, чем в США, где её недавно снизили              до 5%. Почти в 5 раз выше, чем в Евросоюзе, где Европейский центральный банк опустил её до 3,65%. И почти в 10 раз выше, чем в Китае, где она ограничена двумя процентами. Непомерно раздутая кредитная ставка тормозит экономическое развитие, рост производства, технологическое обновление предприятий. Душит страну, средний и малый бизнес, обесценивает увеличение бюджетных ассигнований в экономику.

 Такая финансовая политика ведет и к искусственному ограничению инвестиций – в том числе по тем направлениям, от которых зависит выполнение жизненно важной для нас задачи импортозамещения.

  С нынешним уровнем инвестиций в важнейшие отрасли, в том числе обеспечивающие нашу продовольственную безопасность, невозможно добиться экономического суверенитета. Если в Китае на развитие сельского хозяйства ежегодно тратят 300 миллиардов долларов, а в США – 200, то у нас – только 48 миллиардов.

  В начале сентября на Восточном экономическом форуме президент выступил, по сути, с посланием, задающим ориентиры развития страны в целом. И один из ключевых ориентиров, сформулированных главой государства – использование наших богатейших ресурсов для развития собственной производственной базы. Прежде всего – для высокотехнологичного производства, где у нас наблюдается стратегически опасное отставание. Но чтобы такая масштабная задача была решена, мы обязаны признать: она останется неподъёмной без принципиального совершенствования бюджетной политики.

Продолжение: kprf.ru/dep/gosduma/activities/229489.html

Обратная связь