г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Это всерьез и надолго…

Тенденции изменения системы обеспечения военной безопасности государства в условиях новой геополитической карты мира.

С окончанием холодной вой­ны Россия отказалась от прежней идеологии, поверив в добрую волю Запада. Однако, утверждая себя в качестве одного из цивилизационных центров современного мира, Российская Федерация в очередной раз столкнулась с проявлением ряда внешних и внутренних военных угроз, связанных с открытым стремлением США и их союзников нанести нашему государству «стратегическое поражение».

В силу этих причин в начале третьего десятилетия ХХI века обеспечение военной безопасности продолжает оставаться для РФ одним из главных способов существования.
Главная задача состоит в том, чтобы система обеспечения военной безопасности соответствовала складывающейся военно-политической и стратегической обстановке, которая сейчас обусловлена кризисной конфронтацией Российской Федерации и западных стран.

Президент Российской Федерации в своем обращении 24 февраля 2022 года отметил: «Для США и их союзников эта так называемая политика сдерживания России — очевидные геополитические дивиденды. А для нашей страны — это в итоге вопрос жизни и смерти, вопрос нашего исторического будущего как народа. И это не преувеличение — это так и есть. Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая красная черта, о которой неоднократно говорили. Они ее перешли».

Никто на Западе теперь не скрывает, что за ширмой Минских соглашений (2015), одобренных Советом Безопасности ООН и призванных урегулировать гражданский конфликт на Украине на основе международных признанных норм и принципов, преследовались другие цели: нанести России если не военное, то стратегическое поражение; дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране; добиться смены власти и создать условия для расчленения нашего государства и ядерного разоружения. Запад действовал откровенно и вероломно в своем стремлении окончательно ликвидировать «русский вопрос», раз и навсегда, на всю историческую глубину разрешить конфликт с Россией.

Причины кризиса отношений России и Запада, конечно, не связаны с началом проведения специальной военной операции (СВО) на территории Украины, они имеют более глубокие корни и историческое времяисчисление. Исчерпанность сложившейся модели капитализма и изменение его сущности привели к международной обстановке, характеризуемой кардинальной трансформацией существующей системы мироустройства — от глобального доминирования США к полицентричному миропорядку.

Применительно к нашему государству и соответственно системе обеспечения военной безопасности решением о расширении НАТО после окончания холодной войны был запущен процесс конфронтации между Западом и Россией. Это «наиболее роковое» решение обернулось острым геополитическим конфликтом с Россией.

В который раз Россия столкнулась с агрессией Запада, который, используя Украину в своих целях, готовил ее к «большой войне». Это в корне подорвало доверие России к Западу, отвергшего накануне проведения СВО предложения нашей страны дать гарантии безопасности.
Российской Федерации пришлось превентивно реагировать на все признаки косвенной агрессии и использования Украины в качестве «прокси-силы» в конфликте с коллективным Западом.

Политика удушения России — это всерьез и надолго. Сегодняшнее противостояние гораздо острее, чем холодная вой­на ХХ века. Запад сделал ставку не просто на сдерживание, а на уничтожение Российского государства в нынешнем виде. Кризис на Украине не перерастает в прямую военную конфронтацию с НАТО только из-за наличия у России мощного ядерного потенциала.

События последних лет свидетельствуют о том, что в отсутствие согласия между глобальными державами, имеющими противостоящие друг другу видения грядущего мира и миропорядка, резко возросло значение фактора военной силы.

Конфликт на Украине стал своеобразным катализатором ускорения процессов по изменению существующего мироустройства. Причем для этого практически везде применялись средства вооруженного насилия.

Примерами этого служат вооруженные конфликты в Африке, вызванные неоколониальной политикой Запада на этом континенте, в Нагорном Карабахе, территория которого де-юре перешла под юрисдикцию Азербайджана, на Ближнем Востоке — с беспрецедентными жертвами среди мирного населения, периодические обострения проблемы Тайваня, с демонстрацией военной силы Китаем и США, и др. Именно силовые аргументы стали основным средством разрешения существующих противоречий и достижения политических и стратегических целей различными государствами (коалициями).

В этих условиях Российская Федерация вынуждена не только реагировать на новые вызовы и угрозы, но и корректировать проводимую политику, в том числе и военную. В Концепции внешней политики Российской Федерации определено, что Россия будет «отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами».

Ближнее зарубежье и периметр границ Российской Федерации рассматривается Западом как плацдарм для целенаправленного проецирования конфликтного потенциала против нашего государства и союзников. Причем в качестве источника военных угроз могут выступать как целые государства, по аналогии с Украиной, так и подготовленные негосударственные акторы (международные террористические организации, оппозиционные вооруженные формирования, транснациональные преступные организации, радикальные исламистские организации и др.).

Таким образом, давая обобщенную характеристику условиям функционирования системы обеспечения военной безопасности, можно констатировать, что основным источником военных угроз нашему государству выступает антироссийская политика США и их союзников, ведущих гибридную войну нового типа в целях всемерного ослабления России, ограничения ее суверенитета и разрушения территориальной целостности.

В сложившихся условиях система обеспечения военной безопасности России безусловно должна быть направлена на достижение главной цели — гарантированное обеспечение военной безопасности нашего государства.

Сегодня трудно поддается прогнозу дальнейшее развитие обстановки, связанной с ростом противоречий, разрешение которых фактически всегда приводит к применению военной силы. Не исключена возможность эскалации конфликта на Украине — от расширения участников «прокси-сил», используемых для военного противостояния с Россией, до крупномасштабной войны в Европе.
Обстановка в регионах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, конфликтный потенциал которых при определенных условиях может привести к втягиванию России в вооруженные конфликты, — не менее сложная.

Нельзя также уменьшать значение военных угроз внутренней безопасности. Для ослабления нашего государства США и западные страны всеми возможными способами пытаются дестабилизировать социально-политическую обстановку в России, используя религиозные, этнические и цивилизационные противоречия, которые также могут привести к применению военной силы.

Подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита страны не могут исчерпываться только военными мерами и требуют консолидации усилий практически всего общества, всех институтов и органов государственной власти.

Объективно, весь спектр военных угроз безопасности России в существующей обстановке нейтрализовать лишь военной силой не представляется возможным. Только комплексная реализация всех государственных мер, деятельность всего общества позволяют гарантированно решать задачи военной безопасности.

Исторический опыт показывает, что стремление к обеспечению абсолютного состояния защищенности интересов во всех сферах жизнедеятельности государства является, как правило, трудновыполнимой задачей.

По этой причине на практике, особенно в условиях ограниченности различных видов ресурсов государства, как это происходит сейчас, в ходе конфликта России и Запада, управление национальной безопасностью должно осуществляться обеспечением безопасности (защищенности) одних интересов на требуемом уровне, а других — на приемлемом.

На современном этапе, с учетом прогноза дальнейшего развития обстановки, стратегический национальный приоритет — оборона страны — становится определяющим, а цели обеспечения национальной безопасности все более смещаются в область военной безопасности. Нельзя обеспечивать условия для мирного социально-экономического развития Российской Федерации, гарантированно не обеспечив свою военную безопасность.

После начала конфликта на Украине динамика изменений обстановки существенно возросла. Западные страны целенаправленно провоцируют кризисные ситуации вдоль границ и зонах национальных интересов России, пытаются всеми возможными методами дестабилизировать обстановку в стране, тем самым расширяя спектр и ускоряя процесс появления новых источников угроз военной безопасности.

Запущенный процесс трансформации существующего мироустройства объективно предполагает выстраивание новых отношений между стремящимися к самостоятельности и независимости от гегемонии Запада государствами. Появилось множество новых союзов (коалиций) и двусторонних межгосударственных отношений. При этом жесткого раскола мира не произошло, что привело к появлению большой группы нейтральных государств, стремящихся к достижению политической и военной независимости (автономии) от США и их союзников. За редким исключением, это недолгосрочные союзники России, но потенциал этих стран, в том числе военный, необходимо учитывать при планировании мер обеспечения военной безопасности нашего государства.

Заключение союзных договоров нашим государством в стратегически важных для Запада регионах, прежде всего вблизи границ США, приводит к сдерживанию противников России, не признающих сейчас иных аргументов во внешней политике, кроме силовых.
Повышение значимости потенциала дружественных государств в решении задач военной безопасности в ближайшей перспективе станет одной из приоритетных тенденций изменения системы обеспечения военной безопасности России.

И в заключение: завершение конфликта на Украине не означает окончания кризисной конфронтации России и Запада. Запущенный процесс трансформации существующего мироустройства сопряжен с ростом противоречий, разрешение которых фактически всегда приводит к применению военной силы. Не исключена возможность эскалации конфликта на Украине в крупномасштабную войну в Европе. Существенно возрастает вероятность целенаправленного втягивания нашего государства в новые военные конфликты.

США и их западные партнеры всеми способами пытаются сохранить свою гегемонию, которая превратилась в способ их существования за счет остального мира. Ими поставлена вполне конкретная цель — нанести России «стратегическое поражение», дестабилизировать обстановку в нашей стране, добиться смены власти и создать условия для ограничения ее суверенитета и разрушения территориальной целостности.

В. Б. ЗАРУДНИЦКИЙ,
Начальник Военной академии Генерального штаба
Вооружённых сил
Российской Федерации,
журнал «Военная мысль».
(Публикуется в сокращении).

 

Обратная связь