г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

Бюджет тупикового курса

В условиях гибридной войны на уничтожение, объявленной нашей стране глобалистскими и неонацистскими силами Запада, нам жизненно необходимы мобилизация всех имеющихся ресурсов, их ускоренное наращивание и эффективное использование. Финансово-экономических ресурсов это касается в особенности. Они являются основой любых достижений – и военных, и промышленных, и социальных.
 

Поэтому чрезвычайно важным является вопрос формирования бюджета развития, осуществления программы подлинного суверенитета и Победы. И в этой связи подготовленный правительством проект федерального бюджета, который Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 26 октября, требует особенно пристального внимания и максимально ответственной оценки.

 

Фронт борьбы за будущее

 

Очертания нового мирового пожара все настойчивее просматриваются в разных частях планеты. Недавно они проступили на Ближнем Востоке. А наши противники открыто заявляют о намерении перейти от войны гибридной к прямому вооруженному столкновению с Россией.

Подтверждением этого стал опубликованный на днях доклад комиссии Конгресса США по вопросам американской стратегической концепции. В нем прямо заявлено: одной из ключевых составляющих политики Вашингтона должна стать подготовка к военному столкновению Соединенных Штатов и их натовских союзников с Россией и Китаем. Откровенно сказано и о том, что в качестве наиболее вероятных сроков такого столкновения американские «ястребы» рассматривают конец нынешнего или начало следующего десятилетия.

Перед лицом таких исторических вызовов нельзя не поддержать запланированное в проекте бюджета существенное увеличение расходов по разделу «Национальная оборона». В 2024 году они вырастают почти на 70% – до 10,8 против 6,4 триллиона в 2023-м. Финансирование оборонительного щита страны составит 29% от расходной части бюджета и 6% от ВВП. В 2025 году на него планируется направить четверть бюджетных расходов. В 2026 году – 22%.

Но помимо украинского фронта, где НАТО противостоит нам кровавыми руками бандеровской хунты, и помимо подготовки к новым, еще более масштабным атакам на нашу страну, мы обязаны отвечать на вызовы времени и на других фронтах гибридной войны. Прежде всего – на экономическом, научно-техническом, социальном и демографическом. Однако этим задачам предложенный нам вариант бюджета не соответствует.

Не соответствует он и ключевым установкам, обозначенным в послании и в указах президента В.В. Путина: войти в пятерку ведущих экономик мира, преодолеть опасное технологическое отставание России, добиться реальной модернизации экономики и ускоренного импортозамещения. Существенно повысить благосостояние граждан и улучшить социальные условия их жизни. Справиться с тяжелым демографическим кризисом, в котором заключается главная стратегическая угроза нашему будущему.  

В июне мы провели в Орле Международный экономический форум, где представили и утвердили обновленную программу КПРФ. Она в полной мере отвечает задачам, сформулированным главой государства. При поддержке лучших ученых и специалистов мы убедительно доказали необходимость ее реализации. Она подтверждается и тревожными данными, прозвучавшими в докладах участников Орловского форума. Вот лишь некоторые из них.  

За последние 10 лет среднегодовые темпы роста экономики не превышали у нас 1%. Среднемировые темпы были в три раза выше. По объему ВВП на душу населения мы сегодня уступаем Турции, Португалии, большинству бывших соцстран. В структуре нашего ВВП наукоемкая промышленность занимает всего 13%. Доля экономики знаний, то есть высокотехнологичных отраслей – только 9% от ВВП.

Среди 187 стран Россия сегодня занимает 108-е место по продолжительности жизни, 119-е – по показателям здоровья населения, 95-е – по качеству здравоохранения, 32-е – по качеству образования, 66-е – по уровню реальных доходов граждан, 43-е – по уровню жизни пенсионеров, 60-е – по индексу социального развития, 80-е – по обеспеченности комфортным жильем.

Россия – единственная из стран «большой двадцатки», где наблюдается не прирост, а сокращение населения. В последние 30 лет мы вымирали в среднем на полмиллиона человек в год. Среди мужчин трудоспособного возраста смертность у нас втрое выше, чем в ЕС. Среди женщин – вдвое. За 2020-2022 годы наше население уменьшилось на 2,3 миллиона. К этим тревожным цифрам нынешней осенью добавились новые. Сегодня у нас самая низкая рождаемость со времен разрушительных 90-х. И она, согласно оценкам специалистов, продолжит падать.

Разрыв по уровню доходов трудящихся между наиболее и наименее благополучными регионами составляет 3-4 раза. Доходы долларовых миллиардеров относительно ВВП в России вдвое выше, чем в США и в странах Евросоюза. При этом за чертой бедности находятся более четверти семей с двумя детьми и каждая вторая семья с тремя детьми. Даже в сельской местности наблюдается стремительное сокращение числа многодетных семей. Одна из главных причин – категорическое недофинансирование программы комплексного развития сельских территорий.

Численность высококвалифицированных рабочих, подготавливаемых профессионально-техническими учебными заведениями, снизилась в сравнении с советским временем в десятки раз.

Количество ученых-исследователей со времени развала СССР сократилось более чем вдвое. Общее число научных работников с 1990 года уменьшилось втрое. Наблюдается тотальное недофинансирование науки и образования относительно необходимого для полноценного развития минимума.

 

Время требует поворота к социализму

 

Способы преодоления этих системных проблем ясно сформулированы в программе КПРФ, одобренной участниками Орловского форума. Главные из них:

- принципиальная смена социально-экономического курса;

- долгосрочное планирование в экономической и социальной сфере с учетом главных национальных интересов;

- национализация стратегически важнейших отраслей;

- отстранение олигархии от управления экономикой;

- кардинальное увеличение государственных инвестиций в высокотехнологичную экономику, науку и образование;

- прекращение вывода капитала из страны;

- обновление налогового законодательства с целью усиления фискальной нагрузки на личные доходы сверхбогатых и ослабления – для предприятий и малоимущих граждан;

- всесторонняя поддержка наших народных предприятий и широкое распространение их опыта на всю страну;

- усиление социальной поддержки молодых семей и пенсионеров – прежде всего, «детей войны».

Заявленная в нашей Программе Победы необходимость левого поворота, который является непременным условием спасения и возрождения Отечества, убедительно подтверждена выдающимися достижениями советской системы.

В СССР с 1929-го по 1959 год объем экономики увеличился в 14 раз. Среднегодовые темпы ее роста, за минусом военных лет, составляли в этот период 14%. Реальная заработная плата выросла за это время в четыре раза, банковские сбережения граждан – в пять раз. Средняя продолжительность жизни возросла на 26 лет. Население увеличилось на 46 миллионов – даже несмотря на потерю 27 миллионов за годы Великой Отечественной. Если бы не война, численность населения СССР, согласно подсчетам демографов, выросла бы за тот же период на 100 миллионов. 

К выводу о необходимости левого поворота неизбежно приводит и анализ программных выступлений президента Путина. Выступая в 2021 году на Валдайском форуме, он прямо заявил, что капитализм зашел в тупик. По сути, об этом же свидетельствует его обращение к участникам Валдайской встречи в начале октября текущего года. На ней президент подчеркнул: перед нами стоит масштабная задача строительства нового мира, основанного на многополярности и справедливости. Эти же идеи он подтвердил в ходе вилита в Китай, где прошли двусторонние переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина и состоялся исторический важный III Международный форум «Один пояс - один путь».

Глава государства обозначил важнейшие принципы, на которых новый мир должен основываться, и которыми стремится руководствоваться Россия. Это утверждение политики коллективных решений, преодоление наследия колониальной эпохи и «холодной войны», справедливость и равноправие для всех и упорная борьба за то, чтобы оставить в прошлом эксплуатацию и неравенство.

Нарастающее стремление человечества идти именно по этому пути к освобождению от диктата зашедшего в тупик капитализма было в нынешнем году полностью подтверждено и на саммите БРИКС в ЮАР, и у нас на Восточном экономическом форуме, прошедшем во Владивостоке. Они ясно показали: мы наблюдаем стремительное обрушение англосаксонской политической и экономической гегемонии в мире. Все очевиднее укрепление мощных международных союзов, объединяющих Евразию, Латинскую Америку и Африку. И предлагающих народам созидательную и справедливую альтернативу западному колониальному диктату.

Но социально-экономическое наследие дикого капитализма, навязанного нам три десятилетия назад и готового ради сохранения своей гегемонии развязать новую мировую войну, настойчиво напоминает о себе. Приходится с сожалением констатировать, что таким напоминанием стал и внесенный в Государственную Думу проект федерального бюджета.

Оценивая заложенные в нем параметры финансирования ключевых разделов, государственных программ и национальных проектов, можно сделать вывод: нашим стратегическим задачам такие параметры соответствуют только в части финансирования потребностей оборонного комплекса. Но не в части поддержки национальной экономики, науки, образования, здравоохранения, демографии. Между тем, их развитие в условиях объявленной нам гибридной войны на уничтожение так же исключительно важно, как и обеспечение нужд фронта.

Это проект, составители которого по-прежнему пытаются отгородиться от исторических вызовов губительными рецептами ельцинско-гайдаровской эпохи. Он не способствует решению стоящих перед нами системных проблем и, по сути, саботирует программные установки главы государства.

 

Шлагбаум на пути развития

 

Доходы федерального бюджета относительно валового внутреннего продукта в текущем году должны составить 17,3%. Проект предполагает увеличение этого показателя в 2024 году на 2,2% - до 19,5%. Но на следующие два года прогнозируется новое падение доходов относительно валового продукта – до 17,6% и 16,8% соответственно. Аналогичная ситуация – с соотношением ВВП и бюджетных расходов. В нынешнем году оно составляет 19,1%. В 2024-м это соотношение вырастет на 1,3% - до 20,4%. Но в 2025 году снова упадет до 18%, а в 2026-м – до 17,6%. Таким образом, в конце предстоящей трехлетки и доходы, и расходы бюджета относительно ВВП будут ниже, чем сегодня.

Сторонники сохранения прежней финансово-экономической политики стремятся убедить нас: это не более чем формальные бухгалтерские показатели, на которые не стоит обращать внимания. Но на самом деле эти цифры указывают на то, что все большая часть нашего ВВП, то есть общей суммы богатств, создаваемых трудом граждан, оседает в карманах богатейших собственников. И все меньшая направляется на развитие страны, на нужды государства и общества.  

Согласно индексу 500 богатейших людей мира, который составляет агентство «Блумберг», 25 главных российских олигархов только с января по август 2023 года увеличили свои капиталы в общей сложности на 32 миллиарда долларов. А их суммарное состояние достигло 300 миллиардов. В рублях это 29 триллионов – на триллион больше федерального бюджета нынешнего года. За баснословное обогащение олигархии страна платит ограничением жизненно необходимых ей доходов и расходов, которое категорически недопустимо в нынешних сложнейших условиях.  

В ответ сторонники проекта могут возразить: даже несмотря на это расходы федерального бюджета должны в 2024 году вырасти по сравнению с 2023-м с 30,2 до 36,6 триллиона рублей – на 21%.

Разумеется, существенное увеличение бюджетных расходов необходимо нам в сегодняшней обстановке, и его нельзя не приветствовать. Но на 2025 год правительство планирует снижение расходов до 34,4 триллиона – на 2,2 триллиона рублей, то есть на 6%. В 2026 году расходы планируют снова повысить на 3,5% по сравнению с 2025-м - до 35,6 триллиона. В сравнении с 2024 годом они в конце трехлетки окажутся ниже на триллион, то есть почти на 3%. А относительно расходов 2023 года вырастут на 18% в номинальном выражении и на 5,5% в реальном – с учетом суммарной инфляции, прогнозируемой на тот же период.

На фоне масштабных задач, решение которых необходимо для победы в условиях гибридной войны, такой рост государственных расходов явно недостаточен. Да и зиждется он в основном лишь на двух бюджетных направлениях. На что обращает внимание и Счётная палата, в заключении которой по поводу проекта бюджета подчеркивается: только по этим двум направлениям из четырнадцати вырастает доля финансирования относительно общих расходов бюджета.

Одно из них – оборонное. И тут, как уже было сказано, нельзя не поддержать существенный рост расходов. Без него не обойтись в нынешней обстановке, когда нам объявил войну на уничтожение альянс западных глобалистов и вскормленных ими нацистов и бандеровцев.

Второе из направлений бюджета, на которых основывается общий рост его расходов – это обслуживание как муниципального, так и государственного долга. В следующем году затраты по этому разделу увеличатся на 50%. А в 2026-м взлетят относительно 2023-го более чем вдвое!

Но в этом не было бы никакой необходимости, если бы правительство взяло наконец на вооружение ключевые пункты нашей программы. Решилось бы на возвращение под контроль государства стратегически важнейших отраслей. На замену плоской шкалы налогов на прогрессивную, которая действует уже практически по всему миру. И позволяет взымать со сверхбогатых на нужды бюджета в разы более значительную часть доходов, чем та, которой они отделываются в нашей стране.

Иных способов убрать с пути нашего развития паразитический шлагбаум алчной олигархии не существует. И пока власть этого не осознает, у страны не может быть бюджета, действительно соответствующего ее интересам. Будут только проекты затягивания поясов – такие, как внесенный в Думу и на этот раз.     

В нем прописано: в 2024 году по семи из четырнадцати бюджетных разделов предстоит либо номинальное сокращение финансирования, либо его сугубо символический рост ниже уровня инфляции. То есть, опять же, фактическое урезание. А в конце трехлетки, в 2026 году, реальные затраты уже по восьми разделам окажутся ниже уровня 2023-го.

Эту тенденцию подтверждают в своем заключении и специалисты Счетной палаты, подчеркивая, что особенно явным фактическое снижение расходов становится в 2025-2026 годах.

На реализацию государственных программ составители проекта бюджета планируют в следующем году выделить на 1,1 триллиона рублей – почти на 5% - меньше средств, чем в текущем. А с учетом инфляции госпрограммы ждет девятипроцентное суммарное сокращение финансирования. Расходы будут урезаны по каждой второй из них.   

Финансирование национальных проектов в 2024 году увеличится по сравнению с 2023-м на 68,6 миллиарда рублей – на 2,4%. Но это формальное увеличение. А фактически, даже с учетом официальной инфляции, произойдет сокращение их финансирования на 2%. При этом половину нацпроектов ожидает урезание их бюджета и в номинальном выражении.

В бюджете, который нам предлагают утвердить, заложено абсолютно недопустимое снижение расходов на развитие национальной экономики. Они в 2024 году падают по соответствующему разделу на 6% в сравнении с расходами нынешнего года. В 2025-м намечается их сокращение на 16,5% по сравнению с 2024 годом и более чем на 22% по сравнению с 2023-м. В 2026 году, согласно проекту, расходы на развитие национальной экономики должны подрасти на 13% относительно 2025-го. Но все равно будут отставать на 11% от уровня 2023. А учитывая обещанную правительством суммарную инфляцию в 12,5% за три года, можно констатировать: реальные вложения в развитие национальной экономики окажутся в 2026 году почти на четверть меньшими, чем в 2023-м. Если в нынешнем году затраты бюджета по этому разделу составляют 13,6% от общей суммы его расходов и 2,5% от ВВП, то к 2026 году упадут до 10,8% от всех бюджетных расходов и до 1,8% от ВВП.   

Особое внимание нужно обратить на то, что следом за намеченным на 2024 год тринадцатипроцентным повышением входящих в этот раздел расходов на сельское хозяйство их в 2025 и в 2026 гг. планируется резко снизить даже относительно 2023 года – на 21% и 24% соответственно. Таким образом, к концу следующей трехлетки правительство намерено направлять на поддержку аграрного сектора, от которого зависит продовольственная безопасность страны, почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году. При этом собираются урезать и госпрограмму эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Эти планы усугубляются намеченным в проекте сокращением финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». В 2024 году оно составит -10%, а в 2026-м – уже -34% относительно года нынешнего.

Как можно при такой финансовой политике остановить опустошение российских сел и справиться со стратегически угрожающим кадровым голодом в аграрной отрасли?

Полный текст статьи по ссылке: kprf.ru/party-live/cknews/221862.html

Обратная связь